В текущем году вступил в силу Закон Республики Казахстан «О промышленной политике». Целью закона является обеспечение устойчивого развития промышленности путем увеличения производства высокотехнологичной, экспортоориентированной продукции и отхода от сырьевой модели развития.
В соответствии с распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 23 февраля 2021 года № 37-р «О мерах по реализации законов Республики Казахстан от 27 декабря 2021 года «О промышленной политике» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам промышленной политики» предусмотрена разработка 82 правовых актов.
Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан совместно с АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry» актуализировано и утверждено на уровне постановлений Правительства и приказов министерства 30 нормативных правовых актов, направленных на создание базовых условий развития промышленности, продвижение отечественных предприятий на внутреннем и внешних рынках, повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности, правила включения промышленно-инновационных проектов в Единую карту индустриализации.
В настоящее время уполномоченным органом совместно с местными исполнительными органами ведется работа по отбору и включению промышленно-инновационных проектов в Единую карту индустриализации.
В реализацию поручения Главы Государства по решению проблемы доступа к сырью действующих предприятий обрабатывающей промышленности разработан механизм по обеспечению перерабатывающих производств сырьем. Механизм предполагает заключение трехстороннего соглашения по обеспечению сырьем между производителем сырья, переработчиком и уполномоченным органом. Соглашение предусматривает объем гарантированной поставки сырья, обязательства по полной переработке и условия особого конкурентного ценообразования.
Реализация механизма позволит обеспечить полноценную загрузку сырьем, увеличить мощности производства и повысить конкурентоспособность продукции на рынках сбыта.
Для совершенствования технологических процессов производства и повышения производительности труда предусмотрены механизмы цифровой трансформации производства. Трансформация предполагает внедрение цифровых технологий и систем автоматизации в производство. В данном направлении выработаны меры государственного стимулирования, направленные на автоматизацию операционных и производственных процессов, в том числе путем внедрения элементов Индустрии 4.0. Информацию о состоянии отраслей промышленности, прогнозе их развития в посубъектном разрезе будет содержать цифровая платформа «Информационная система «Промышленность».
Увеличение самодостаточности национальной экономики и повышение доли отечественного производства будет достигаться за счет введения регулирования рынка офтейк-контрактов. Наличие положений по планированию и заключению офтейк-контрактов позволяет потенциальным заказчикам и поставщикам планировать производственную деятельность на долгий период, инвестировать в производство и т.д.
Ввиду окончания переходного периода по вхождению Казахстана в ВТО и отмены требования по местному содержанию в соответствующие нормативные правовые акты были внесены поправки, позволяющие внедрить новый термин «внутристрановая ценность», проводить мониторинг развития местного содержания и вырабатывать новые меры стимулирования.
В рамках поддержки отечественных предприятий Законом сделан акцент на переходе от отраслевого принципа поддержки к стимулированию развития производств конкретных видов обработанной продукции средних и верхних переделов. Для этого уполномоченным государственным органом в рамках своей компетенции утвержден перечень товаров по уровням передела, имеющих высокую добавленную стоимость и продуктовую сложность. Включение товаров в данный перечень позволит наращивать экспортный потенциал обрабатывающей промышленности и повысить технологическую сложность производимой продукции.
Промышленные предприятия, а также иные юридические лица, производящие товары и услуги, продукция которых подпадает под перечень, имеют право на получение финансовых мер государственного стимулирования.
В целях повышения результативности оказанных финансовых мер, а также заинтересованности и ответственности бизнеса в успешной реализации проектов, определены критерии по внедрению встречных обязательств с учетом вида и объема получаемой предприятием меры. Обязательства предприятий направлены на исполнение экономических показателей, в том числе социально значимых.
Предусмотрена возможность получения предприятиями индивидуального комбинированного пакета мер государственного стимулирования посредством заключения соглашения о повышении конкурентоспособности, которое позволяет бизнесу долгосрочно планировать производственную деятельность.
С учетом указанных нововведений актуализированы действующие правовые акты, определяющие порядок, условия и механизм финансирования промышленно-инновационных проектов:
- оказание мер государственного стимулирования промышленности, направленных на продвижение отечественных обработанных товаров, работ и услуг на внутренний рынок;
- предоставление мер государственного стимулирования промышленности, направленных на повышение производительности труда;
- предоставление мер по развитию территориальных кластеров.
В целях повышения уровня технологичности производимой продукции вводится новый инструмент стимулирования - промышленный грант. Инструмент будет предоставляться на модернизацию производства путем обновления технологического оборудования или технологической линии.
Реализация промышленной политики обеспечивает индустриальное развитие страны. Оценка ее реализации впервые законодательно определена путем введения набора инструментов промышленной политики, начиная от формирования и заканчивая оценкой проведенной работы. Так, в целях информирования о состоянии промышленности и мерах, принимаемых Правительством, вводится Национальный доклад о состоянии промышленности Республики Казахстана, который является основным инструментом формирования промышленной политики.
Формирование промышленной политики осуществляется на основе оценки индустриального развития и оценки эффективности мер государственного стимулирования.
Оценка индустриального развития позволяет определить конкурентные преимущества, основные проблемы и планы дальнейшей политики. Реализация данного инструмента придаст процедуре формирования промышленной политики системный характер, основанный на аналитической информации.
Для оценки эффективности реализации мер государственного стимулирования промышленности Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК разработана методика оценки эффективности реализации мер государственного стимулирования промышленности, а также формы, предназначенные для сбора административных данных в области промышленности.
С целью обеспечения полноценного мониторинга проектов обрабатывающей промышленности, а также их эффективной реализации утверждены Правила включения промышленно-инновационных проектов в единую карту индустриализации, а также Методика мониторинга таких проектов.
Результатом проводимой оценки станет формируемый Правительством Республики Казахстан на имя Главы государства национальный доклад о состоянии промышленности, содержащий выводы и предложения по дальнейшему решению задач государственной политики в области промышленности.
В целях эффективной реализации промышленной политики и координации действий различных государственных органов создана МВК по вопросам промышленной политики под председательством Заместителя Премьер-Министра. МВК позволит своевременно реагировать на проблемы бизнеса, к примеру Правительство наделено компетенцией по утверждению новых и пересмотру действующих мер стимулирования.
Принятые подзаконные акты будут способствовать повышению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и решению ключевых задач.