Эффективны ли меры государственного стимулирования промышленности?

О том, как будет оцениваться эффективность реализации мер государственного стимулирования промышленности рассказал руководитель Дирекции стимулирования бизнеса АО «QazIndustry» Арстанбек Сагиев.

 

-      Арстанбек Набиевич, тема сегодняшнего разговора пойдет о новой утвержденной Методике оценки эффективности реализации государственных мер для промышленных предприятий страны. Расскажите для чего необходимо проводить такую оценку, какова ее основная цель?

-                 Все мы знаем, что в конце прошлого года был утвержден новый закон Республики Казахстан «О промышленной политике». Как правило, в выстраивании любых политик, будь то промышленная или инвестиционная, торговая или экспортная и другие, все они стремятся создать баланс интересов как государства, так и предприятий.

На сегодняшний день все меры государственного стимулирования, оказываемые государством, основанные на различных инструментах (грант, возмещение, софинансирование, лизинг т.д.) предусматривают обязательства государства по их предоставлению, а получателя (предприятия) по выполнению встречных обязательств. Таким образом, государство, стимулируя бизнес финансовыми и нефинансовыми мерами поддержки, ожидает улучшения экономических, социальных и других показателей в отраслях экономики.

Во всем мире развитие обрабатывающей промышленности не обходится без участия государства. При этом эффективность расходования государственного бюджета напрямую зависит от эффективности финансовых мер стимулирования.

Оценка инструментов поддержки проводилась всегда, однако, ранее проводилась Министерством национальной экономики. С вступлением нового Закона («О промышленной политике» прим.автора)  данная компетенция перешла в уполномоченный орган в области стимулирования промышленности, т.е. МИИР РК. Согласно новому Закону наша организация наделена компетенцией анализа реализации мер государственного стимулирования промышленности.

Единственной и главной целью проведения анализа эффективности реализации мер стимулирования является мониторинг эффективности существующих мер стимулирования.

 

- Расскажите об общем механизме оценки.

- Как было выше упомянуто, что все меры государственного стимулирования при получении наделяют предприятия встречными обязательствами, исполнение которых мониторят сами операторы. Так, достигнутые результаты предприятий являются объектами проводимой оценки.

Суть оценки заключается в определении уровня эффективности каждой меры стимулирования промышленности от высокоэффективной до неэффективной. Механизм заключается в расчете индекса эффективности существующих инструментов.

Данная оценка проводится ежегодно и ее итоги предоставляются уполномоченным органом Правительству РК. Помимо этого, результаты оценки также будут включены в ежегодный Национальный доклад о состоянии промышленности РК, который является основным инструментом формирования промышленной политики.

 

- Что будет с мерами, индекс которых покажет наименьший результат?

- Во-первых, хочу отметить, что результаты анализа в обязательном порядке будут отражены в Национальном докладе. Операторам мер государственного стимулирования промышленности, набравших низкий индекс, необходимо будет тщательно проанализировать инструмент на предмет его целесообразности реализации в существующем виде. Вся дальнейшая работа должна проводиться непосредственно Операторами программ. Задача оценки не состоит в исключении мер стимулирования. Напомню, что главной задачей всей проводимой работы в области промышленной политики является стимулирование развития обрабатывающей промышленности, в том числе через финансовые инструменты. И меры стимулирования, которые оказываются сегодня государством, должны способствовать решению данной задачи. Возможно одни инструменты требуют внесения изменений, а некоторые подлежат исключению. Это уже покажет анализ.

Хочу напомнить, что на сегодняшний день АО «QazIndustry» предоставляет меры стимулирования, направленные на повышение производительности труда. Заявки могут подавать средние и малые предприятия, не имеющие долю участия государства в уставном капитале более 50%, а также производящие товары из Перечня приоритетных товаров, который был утвержден в июле т.г.