QazIndustry возместил 30% затрат ТОО «Astana Ceramic» на внедрение элементов бережливого производства. Благодаря внедрению японской философии Kaizen, на заводе по производству керамических кирпичей сразу же на 15% увеличился объем выпуска продукции, а простои производства уменьшились с 32% до 7%.
Внедрить элементы бережливого производства (Kaizen, TPM, Six Sigma, 5S, Kanban) казахстанские промышленные предприятия могут за счет государства. Происходит это в рамках возмещения части затрат на повышение эффективности организации производства. Такую услугу оказывает АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry».
Восточная философия непрерывного совершенствования находит все больше почитателей во всем мире. Это касается не только каждого человека в отдельности, но и бизнеса.
Именно Kaizen за пару десятилетий смог поднять из руин послевоенную экономику Японии. А сегодня это одна из ключевых концепций менеджмента, в основе которой лежит непрерывное улучшение всех процессов производства.
В стране Восходящего солнца Kaizen стал неотъемлемой частью корпоративной культуры во многих крупных компаниях, например, в Toyota.
Основной идеей Kaizen является бережливое производство, то есть устранение процессов, которые ведут к убыткам, а также оптимизация работы каждого сотрудника и упор на нужды потребителя. Причем в этот процесс вовлекаются все - от руководителей до технического персонала.
«В год завод выпускает 30 миллионов керамических кирпичей трех видов, - говорит лидер проекта со стороны ТОО «Astana Ceramic», инженер по безопасности и охране труда Серик КОЖАХАНОВ. - В 2018 году на предприятии прошла модернизация, и мы столкнулись с определенными трудностями в части функциональной деятельности на некоторых участках. Например, «хромали» процессы подготовки сырья, формования и упаковки продукции. Были проблемы в ремонтно-механическом цехе, в электроцехе. Например, на участке массоподготовки, где происходит дозирование подачи сырья, оператор при выполнении работы был вынужден нарушать технологические требования по дозированию, что отрицательно влияло на качество продукции. Или, к примеру, в ночную смену на производственной линии происходили мелкие неполадки. Несмотря на то, что оператор мог устранить их сам, он ждал дежурного электрика или механика. Из-за этого происходили простои. В общем, нужно было наводить порядок, иначе были бы большие убытки».
Руководство завода решило внедрить легендарную восточную концепцию. Для этого в 2022 году привлекли эксперта по практическому Kaizen, который обучался в Японии.
Две недели на предприятии проходили обучающие семинары для высшего и среднего звена, результатом которых стало внедрение ряда новшеств на проблемных участках. Например, создание кружков контроля качества, которые помогают не только управлять деятельностью электриков, слесарей и операторов, но и отслеживать эффективность их работы и мотивировать сотрудников.
Еще создан технический совет для вовлечения руководства среднего и высшего звена в деятельность по Kaizen, система постоянных улучшений. В цехах внедрен система организации и рационализации рабочего пространства 5S, которая включает пять шагов: сортировку, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизацию и совершенствование.
Кстати, рабочих обучили навыкам содержания в порядке своих инструментов. Теперь им не приходится их искать и ходить за ними на разные участки. Kaizen научил рабочий персонал правильно сортировать, убирать и хранить инструменты.
Японская методика позволила внедрить на производстве кучу других полезностей: таблицы фиксации отклонений и остановок оборудования, коды технического обслуживания, график плановых ремонтов, годовой план-график технического обслуживания, контроль проведения очистки оборудования.
30% затрат на внедрение в ТОО «Astana Ceramic» элементов бережливого производства возместил QazIndustry.
«Мы рады, что государство оказывает всестороннюю помощь промышленным предприятиям, - продолжает С. Кожаханов. - Конечно, мы еще в процессе улучшения показателей, но уже можно говорить об успешности внедрения японской методики на нашем заводе. Сравните: если до Kaizen на ремонт одной печи уходило 78 часов, то теперь 45. Резко снизился процент аварийных простоев: в 2018 году он составлял 32 процента, в 2022 году, после внедрения Kaizen, - всего лишь семь. Почти в четыре раза сократилось количество бракованной продукции».
Вот еще красноречивые цифры: после внедрения японской системы на предприятии начали выпускать продукцию больше на 15%, экономить электроэнергию - на 10%, сырье и составляющие компоненты - на 5%. Более того, снизилась текучесть кадров (на 10%) и затраты по запасным частям (на 15%).
Все это позволило заводу избежать многомиллионных убытков. Своевременное и правильное техническое обслуживание помогло сократить часы работы по ремонту оборудования, исключить аварийные остановки, что помогло «Astana Ceramic» выйти на полную производственную мощность.
«Мы хотим непрерывно улучшать качество продукции, технологий, процессов, корпоративной культуры, производительности труда. Чтобы каждый сотрудник повышал самодисциплину во всех аспектах - идет ли речь об управлении своим временем, о качестве исполнения им работы или соблюдении требований. Kaizen нам в этом помогает», - говорит инженер.
Отметим, ТОО «Astana Ceramic» основано в 2007 году на базе кирпичного завода «Бошан» в Акмолинской области. Для производства продукции используется глина с карьера месторождения Ушколь, расположенного в непосредственной близости от территории завода.
Продукция предприятия используется в строительстве.
Astana Ceramic - единственное предприятие в Акмолинской области, занимающееся производством крупноформатных керамических блоков.
Все производственные процессы - от подачи сырья до упаковки готовой продукции - ведутся в автоматизированном режиме, что сводит к минимуму влияние человеческого фактора.
На предприятии создано 70 рабочих мест. Планируется развитие инфраструктуры и участие в социальных проектах.