Рост перевозок АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» в 2022 году достиг рекордного грузооборота в 252 млрд ткм, что на 5,2% превышает уровень 2021 года (за последние 20 лет этот показатель вырос вдвое). Согласно информации Национального перевозчика, это стало возможным благодаря изменению логистических маршрутов, увеличению дальности перевозок и росту экспорта отечественной горно-металлургической продукции. Зафиксирован рекордный грузопоток между Казахстаном и Китаем: всего в данном сообщении в 2022 году было перевезено свыше 23 млн тонн, что на 15% выше, чем годом ранее. Все это приводит к необходимости ускоренного развития инфраструктуры, что, в свою очередь, позволяет отечественному железнодорожному машиностроению динамично усиливаться и наращивать производственные мощности для обеспечения внутренней потребности отрасли.
В Казахстане активно развивается железнодорожное машиностроение. Ежегодный объем производства железнодорожной продукции за период с 2017 по 2022 годы вырос в стоимостном выражении в 3,2 раза - с 104,5 до 331,8 млрд тенге. По итогам работы за январь-апрель 2023 года объем производства ж/д продукции в денежном выражении составил 87,269 млрд тенге. Динамика главным образом была достигнута за счет повышенного выпуска железнодорожных локомотивов и грузовых вагонов.
Несмотря на высокую динамику роста объемов производства, машиностроительные предприятия все еще не полностью удовлетворяют растущей потребности внутреннего рынка. Так, за 2022 год общая сумма объема потребления внутреннего рынка составила 433,8 млрд тенге, или $927,3 млн. Из них на долю отечественных производителей приходится всего лишь 59,1%, тогда как на импортную продукцию - 40,9%. Но при этом велика недозагрузка производственных мощностей отечественных предприятий, производящих локомотивы и грузовые вагоны, хотя эта продукция конкурентоспособна на внутреннем и внешнем рынках.
В стране за последние 10 лет введены новые заводы и дополнительные мощности по выпуску современных локомотивов, пассажирских, грузовых и рефрижераторных вагонов, цельнокатаных колес и осей, деталей и узлов тележек, материалов верхнего строения пути (рельсы повышенной длины, стрелочные переводы, крестовины, элементы рельсового скрепления, ремкомплекты), средств малой механизации путевых работ, различного железнодорожного оборудования и аппаратуры. В рамках реализации программы индустриализации привлечены мировые лидеры в области локомотиво- и вагоностроения - General Electric, Alstom, Talgo, Трансмашхолдинг, Stadler и другие.
В секторе железнодорожного машиностроения работают более 200 отечественных предприятий, они обеспечивают рабочими местами свыше 12 тысяч человек. Уровень казахстанского содержания в производимой продукции находится в диапазоне от 30% до 80%.
Основными градообразующими предприятиями сектора являются АО «Локомотив құрастыру зауыты» (Астана), ТОО «Электровоз құрастыру зауыты» (Астана), ТОО «Вагоностроительный завод «Тұлпар» (Астана), ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» (Экибастуз), АО «ЗИКСТО» (Петропавловск), ТОО «Cool Infinity»/машиностроительная корпорация «Прохладная бесконечность» (Петропавловск), АО «ЕПК Степногорск» (Степногорск), ТОО «Актюбинский рельсобалочный завод» (Актобе), ТОО «Format Mach Company» (Павлодар), ТОО «Востокмашзавод» (Усть-Каменогорск), ТОО «Проммашкомплект», ТОО «R.W.S. Wheelset», ТОО «R.W.S. Binding» и ТОО «Railcast Systems» (Экибастуз) и другие.
К примеру, вагоностроительный завод «Тулпар» по производству скоростных пассажирских вагонов совместно с компанией Stadler Bussnang AG (Швейцария) намерен выпускать четыре типа современных скоростных пассажирских вагонов: купейных, плацкартных, штабных для лиц с ограниченными возможностями и технических (электростанции).
За последние годы, благодаря успешной реализации инновационных проектов с участием известных мировых производителей железнодорожной техники, отечественное машиностроение поднялось на новый уровень развития. Так, за период с 2017 по 2022 годы доля сектора железнодорожного машиностроения в отрасли всего машиностроения возросла с 8,1% до 10,7%, а в структуре обрабатывающей промышленности - с 0,6% до 0,7%. В целом, показатели демонстрируют положительную динамику за счет поступательного и устойчивого роста валовой добавленной стоимости в секторе.
Однако в железнодорожной отрасли имеется ряд проблем. В частности, низкие темпы обновления подвижного состава (средний износ локомотивов составляет 70%, вагонов - 64%), высокая стоимость импортного сырья для производства локомотивов и вагонов, ограниченность внутреннего рынка для рентабельного производства дефицитных моделей грузовых вагонов и другой ж/д техники, а также влияние роста транзитного грузооборота (прогнозируется увеличение грузооборота через территорию республики, что связано с непростой геополитической ситуацией в мире и регионе; многие компании начнут активнее использовать казахстанское направление, которое станет торгово-экономическим мостом между странами Азии и Запада).
Дальнейшее развитие отечественного транспортного машиностроения неразрывно связано с совершенствованием рынков выпускаемой продукции. Для этого необходимо активней привлекать инвестиции для расширения производства, внедрять современные технологии, максимально использовать государственную поддержку.
Для того, чтобы обеспечить возросшие нужды отрасли, на предприятиях железнодорожной промышленности планируется расширить ассортимент выпускаемой продукции и оказываемых работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. Закупки товарно-материальных ценностей АО «НК «ҚТЖ» и других частных субъектов перевозочного процесса у местных производителей позволят снизить амортизационные затраты за счет более заниженных по стоимости цен и не уступающих при этом по качеству и надежности в сравнении с иностранными аналогами.
Например, в ТОО «R.W.S. Binding» ведутся работы по созданию новых видов рельсовых скреплений и полимерных прокладок. Это позволит увеличить участковую скорость движения поездов и уменьшить затраты на обслуживание железных дорог.
В качестве мероприятий, направленных на дальнейшее развитие железнодорожного машиностроения в Казахстане, названы следующие.
Модернизация производства, обновление технологического оборудования и внедрение новых технологий.
Ряд производителей, с целью расширения номенклатуры и увеличения качества выпускаемой продукции, повышения производительности и освоения импортозамещающей продукции, занимается модернизацией действующих производств. Так, ТОО «Format Mach Company» осуществляет инвестпроект стоимостью 16 млрд тенге по внедрению автоматических формовочных линий мелкого литья для изготовления клиньев фрикционных, тормозных колодок и другой продукции с годовой программой 7000 тонн и среднего литья с годовой программой 5000 тонн. В результате реализации проекта в 2024 году будет обеспечен серийный выпуск мелкого и среднего железнодорожного и фасонного литья, ранее не производимого в Казахстане. Производственные мощности предприятия возрастут с 4,8 тыс. до 20 тыс. тонн в год.
Расширение выпуска модельного ряда отечественных локомотивов и вагонов
В планах машиностроительных предприятий заложена и ведется дальнейшая диверсификация производства, выпуск новых типов и серий пассажирских и маневровых локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов.
Например, с целью внедрения низкоуглеродных технологий АО «Локомотив құрастыру зауыты» изучает реализацию пилотного проекта по применению сжиженного природного газа на выпускаемых магистральных тепловозах. ТОО «Электровоз құрастыру зауыты» совместно с Alstom ведутся работы по внедрению нового аккумуляторного локомотива, работающего на неэлектрифицированных линиях сети.
Развитие каналов сбыта продукции и новых направлений в соответствии с мировыми тенденциями
Наряду с развитием внутреннего рынка транспортного машиностроения целесообразно увеличивать присутствие на внешних рынках за счет освоения выпуска конкурентоспособной продукции, отвечающей повышенным требованиям по безопасности и технико-эксплуатационным показателям. Для наращивания темпов развития сектора ж/д машиностроения необходимо стимулирование инвестиционного процесса: требуются инвестиции в НИОКР и основной капитал заводов-изготовителей, совершенствование кадровой политики.
В качестве отечественной поддержки, используемой для воплощения проектов по импортозамещению и производству железнодорожной продукции с улучшенными характеристиками, необходимо предусмотреть комплекс мер по стимулированию экспорта продукции путем льготного финансирования через АО «Банк развития Казахстана», АО «Фонд развития промышленности» и другие финансовые институты.
В этой связи одной из основных задач, стоящей перед отечественными производителями, наряду с удовлетворением внутреннего спроса, является экспорт готовой продукции на сопредельные рынки, локализация производства комплектующих и поиск новых рынков сбыта.
Изменения в мире открывают для казахстанских производителей новые возможности для реализации продуктов на внешних рынках. Перспективной представляется ситуация на рынке железнодорожных колес, ведущим производителем которых является ТОО «Проммашкомплект», плюс АО «ЕПК Степногорск» по выпуску роликовых подшипников для буксовых узлов тележек. Данные предприятия ориентируется как на внутренний, так и на внешние рынки, которые в текущей обстановке могут испытывать дефицит в колесной и подшипниковой продукции.