Казахстан станет полноценным транспортно-логистическим хабом в Центральной Азии и в Каспийском регионе. Задача поставлена Президентом страны, и для ее решения на наших границах создаются транспортно-логистические центры.
На Каспийском море идет строительство многофункционального морского терминала «Саржа». Мощность терминала - 10 млн тонн в год, завершение объекта планируется в 2030 году. В рамках проекта будут построены зерновой терминал мощностью 1,5 млн тонн, терминал генеральных грузов в 1 млн тонн, универсальный терминал в 2 млн тонн, терминал наливных грузов в 5,5 млн тонн и транспортно-логистический центр (ТЛЦ). Уже завершены первые этапы строительства ТЛЦ, зернового терминала, наземной инфраструктуры.
Ведутся работы по строительству контейнерного хаба в портах «Актау» и «Курык».
В ближайшее время будет реализован проект строительства скоростной ж/д магистрали из Челябинска в Иран через Казахстан.
- Строительство скоростной магистрали - это масштабный кооперационный проект на евразийском пространстве. Для этого нужно реконструировать узкие места железнодорожной сети «Бейнеу-Мангистау» и на участке автомагистрали «Бейнеу-Шалкар». На следующее совещание КТЖ совместно с акиматом Мангистауской области необходимо подготовить конкретные предложения по строительству ж/д «Орск-Болашак» и подробным видением строительства подводящей инфраструктуры. Мы на пороге подписания соглашения о зоне свободной торговли с Ираном по широкой номенклатуре товаров, перед нами стоит задача по доведению товарооборота с Ираном до $3 млрд. И это при том, что основными товарами поставок будут продукты питания. Центру торговой политики Qaztrade, со своей стороны, нужно проработать механизмы поддержки экспортеров зерна до Ирана, - заявил вице-премьер С. Жумангарин.
Индустриальный торгово-логистический комплекс (ИТЛК) «Алатау», расположенный на границе с Кыргызстаном, планируется реализовать в форме индустриальной зоны. Старт работы ИТЛК запланирован на второй квартал 2026 года.
Центр трансграничной торговли «Евразия» (ЦТТ) призван стать международной экономической площадкой на территории ЕАЭС. ЦТТ будет размещен на примыкающей к аэропорту города Уральска территории. Здесь размещена индустриальная зона (281 га), которая выступает узловой точкой грузопотоков, с выходом на Оренбург, Саратов, Самару и далее - на крупнейшие федеральные округи РФ и страны Восточной Европы. Завершение строительства ожидается в конце 2024 года.
На Хоргосе планируется создать продовольственный хаб, место сбора, хранения и распределения продуктов питания казахстанских производителей для последующего экспорта на китайский и азиатско-тихоокеанские продовольственные рынки. Это позволит существенно укрепить продовольственную безопасность Казахстана и Китая. В свете предстоящей диверсификации страны в мощный транспортно-логистический хаб на Евразийском пространстве у продовольственного хаба - большие перспективы.