АО «КИРИ»: развитие интеграционных процессов в ЕАЭС

АО «КИРИ»: развитие интеграционных процессов в ЕАЭС

Эксперты Центра индустриальной политики АО «Казахстанский институт развития индустрии» представили аналитический отчет по интеграционным процессам за второй квартал 2017 года, в котором отражены различные аспекты взаимодействия стран-участниц Евразийского экономического союза.

Подобные исследования Институтом проводятся с целью мониторинга государственной поддержки государств-членов ЕАЭС, оценки влияния на промышленность Казахстана от вхождения в состав ЕАЭС новых стран-членов, а также участия в реализации норм Договора ЕАЭС по части «Промышленность» и т.д.

Так, по информации экспертов Центра индустриальной политики Казахстан увеличил долю во взаимном и внешнем товарообороте продукции обрабатывающей промышленности ЕАЭС. Как видно из графика, Казахстан в 2016 году относительно 2013 года увеличил долю обрабатывающей промышленности, как в структуре взаимного товарооборота ЕАЭС, так и в структуре общего экспорта ЕАЭС в третьи страны.

 

Кроме того, товарооборот за 2016 год между Республикой Казахстан и Южной Кореей составил $676,6 млн.  А возможное заключение соглашения о Зоне свободной торговли между ЕАЭС и Южной Кореей предполагает определенные выгоды для Казахстана.

 

Если говорить о механизмах участия в российской программе импортозамещения других производителей стран ЕАЭС, то согласно предложению Евразийской экономической комисии нужно сформировать «Перечень промышленных производителей государств-членов ЕАЭС, готовых участвовать при реализации Российской Федерацией проектов по производству аналогов выпускаемых в третьих странах и импортируемых на территорию РФ материалов, комплектующих и оборудования».

Но казахстанские эксперты из «КИРИ» считают, что в перечне есть определенные недостатки. К примеру, с российской стороны предоставление каких-либо приоритетов либо преференций производителям из формируемого Комиссией перечня не предполагается. А это значит, что в случае, если российская сторона в будущем будет предоставлять какие-либо приоритеты производителям из перечня, то будет риск для РК в невозможности использования таких преимуществ новыми компаниями, либо иными производителями, которые не были включены в Перечень по тем или иным причинам. Или в случае, если российская сторона в будущем не будет предоставлять какие-либо приоритеты производителям из перечня, то Перечень будет нерабочим либо может быть использован не в пользу казахстанских производителей.

Поэтому, по мнению экспертов, вместо разработки перечня предприятий гораздо эффективней была бы разработка перечня мер, которые Россия была бы готова предоставить для стимулирования производителей партнеров по ЕАЭС в участии в программе импортозамещения РФ, создать равные права с российскими производителями. К примеру, в действующих НПА, ограничивающих тем или иным способом доступ на рынок РФ, предусмотреть оговорку, что их действие не распространяется на производителей ЕАЭС, участвующих в программе импортозамещения РФ.

Ниже приведена схема процедуры подачи и рассмотрения заявления о проведении разбирательства по вопросам предоставления государствами-членами специфических субсидий

Стоит отметить, что эти и другие аналитические дайджесты размещаются ежеквартально на официальном сайте Института www.kidi.gov.kz в разделе «Аналитика».