Сегодня 18 мая в Астанинском экономическом форуме - Global challenges summit 2018 принял участие Первый Заместитель Председателя Правления АО «КИРИ» Марат Идрисов.
В работе круглого стола на тему «Технологическое сотрудничество в ЕАЭС. Есть ли шанс у ЕАЭС на глобальном рынке технологий?» также приняли участие директор департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии Николай Кушнарев, руководитель направления Фонда развития промышленности Российской Федерации Алексей Карапузов, директор Евразийского центра компетенций СЗИУ «Управление инновациями в АПК» Ирина Нам, руководитель Инженерного клуба машиностроительного кластера Республики Татарстан Михаил Павликов, Первый заместитель генерального директора Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей Павел Горбач, управляющий директор Казахстанско-Британского технического университета Жансерик Илмалиев и Заместитель директора по коммерческим вопросам «Голографическая индустрия» Вячеслав Танин.
По данным Европейской кластерной обсерватории, на сегодняшний день существует более 2000 кластеров и 500 кластерных организаций. Ежегодно региональными правительствами и странами членами ЕС на функционирование 1 кластера выделяется от 1 до 8 млн. евро в год.
«За последние 25 лет кластерная политика стала одним из «мейнстримов» экономического развития многих стран»
Проведя анализ кластерного развития в Германии и Испании, Марат Идрисов поделился с аудиторией интересными цифрами:
- В ЕС в 3 043 кластерах занято 54 миллиона человек, кластера занимают 23% европейской экономики.
- Во Франции в рамках кластерной политики поддержаны 2500 разработок и создана 91 новая компания. На 1,7 евро гос. финансирования, привлечено 2,7 евро частных инвестиций.
- В Испании кластеры позволили сократить себестоимости продукции кластеров в среднем на 33%, при этом повысить продажи на 28%.
- В Стране Басков на текущий момент кластеры занимают 70% промышленного оборота и 25% в НИОКР.
Безусловно, для достижения этих показателей по выстраиванию кластерной политики потребовалось время: во Франции - 13 лет, в Испании - 11 лет, в Стране Басков - 26 лет.
«На текущий момент в Казахстане нет мер государственной поддержки инициатив бизнеса по кластерному развитию»
Напомним, весной 2017 года был объявлен прием заявок на конкурсный отбор территориальных кластеров, который продлился до 8 июня. Командой Казахстанского института развития индустрии и Инфиде была проведена обширная информационно-консультационная работа в регионах РК: в течение года были организованы 3 раунда встреч во всех регионах РК, проконсультировано более 300 предприятий.
По результатам данной работы из поступивших 21 заявки были отобраны 6 «пилотных» территориальных кластера:
- Мукомольное производство Костанайской области;
- Фармацевтика Южно-Казахстанской области;
- Туризм Алматинского региона;
- Производство строительных материалов Карагандинской области;
- Молочное производство Акмолинской области;
- Мебельное производство г. Алматы.
Также Марат Идрисов поделился информацией о работе, проделанной Центром кластерного развития, и планах на будущее: было проведено более 120 индивидуальных интервью с руководителями предприятий, более 18 встреч с кластерами, 4 тренинговых модуля по кластерному развитию в регионах страны с участием зарубежных экспертов. Это дало возможность провести диагностику текущего состояния отраслей и ключевых проблем, которые стоят перед предприятиями. Сформированы рабочие группы для обсуждения потенциальных совместных проектов для каждого из кластеров, которые могли бы повысить конкурентоспособность МСП. До конца 2018 года будут сформированы Планы мероприятий развития территориальных кластеров и механизмы государственной поддержки, направленной на их реализацию группой компаний.
В конце встречи Первый Заместитель Председателя Правления выразил надежду на то, что первые шаги по кластерному развитию будут успешными.
Астанинский экономический форум – это ежегодное центральное деловое событие Евразии, на котором в качестве спикеров форума в разное время выступали политики, ученые и экономисты, журналисты и общественные деятели мирового уровня, представители международных организаций, финансовых институтов и бизнес-элит.