В ЕАЭС создаются условия для интеграции в научно-технической сфере.
Каковы шансы союзников преуспеть в сфере инноваций, оценили участники экспертного клуба «Мир Евразии», состоявшегося в Алматы.
Политическая воля
«На постсоветском пространстве чаще распространен такой вид научно-технического сотрудничества, как международные конференции и семинары. Они не дают осязаемый продукт, в виде, например, iPhone, который является следствием международного научно-технического сотрудничества, поскольку изготавливают его в Китае, разрабатывают в США. Тем не менее, публичные научные площадки – это обмен опытом и знаниями, возможность для специалистов заявить о новых идеях», – обрисовал нынешнее состояние взаимодействия в научно-технической сфере политолог Эдуард Полетаев. При этом он добавил, что есть еще и научно-техническое сотрудничество в рамках деятельности совместных предприятий, например, в сфере нефтегазодобычи.
Наука по-прежнему обособлена и от высшего образования, и от процессов производства, констатировал политолог. Страны СНГ по уровню развития научного и инновационного потенциала серьезно различаются. Проблем немало, однако, как подчеркнул Эдуард Полетаев, есть задел для научно-технического сотрудничества, политическая воля и желание.
«Главный вопрос, стоящий перед ЕАЭС, таков: как эффективно задействовать научно-технический потенциал в общем экономическом процессе? При этом нужно учитывать, что преобразования в национальных экономиках, предусматриваемые во всех странах ЕАЭС, трудно осуществить, опираясь лишь на собственные ресурсы. Поэтому важную роль в модернизации призвано сыграть сотрудничество с партнерами по интеграции, – отметил Эдуард Полетаев. – Недавно президент России Владимир Путин, выступая на церемонии открытия форума «Один пояс – один путь» в Пекине, предложил создать в Евразии крупные международные научные центры совместного пользования. Он отметил, что «качественная интеграция возможна только с опорой на мощный человеческий капитал». То есть научно-техническое сотрудничество имеет принципиальное значение для развития евразийской экономической интеграции и реализации национальных интересов государств-членов ЕАЭС и СНГ», – пояснил политолог.
Перед странами поставлены задачи по выводу экономик на новый уровень развития.
«В частности, Казахстан ставит перед собой амбициозные цели, одна из них – переход от сырьевой экономики к «экономике знаний». От того, насколько быстро Казахстан сможет развить отечественную науку, диверсифицировать и модернизировать экономику, зависит, удастся ли ему войти в 30-ку самых конкурентоспособных стран мира», – напомнил Эдуард Полетаев.
О том, что евразийские государства намерены объединить свои усилия, по мнению политолога, свидетельствует тот факт, что в ЕАЭС создано уже 12 приоритетных технологических платформ. Они предполагают сотрудничество в рамках целого ряда отраслей, в том числе космической, информационно-коммуникационной, в сфере промышленных технологий, медицины и других.
НИОКР – верхняя ступень
Однако, как полагает главный редактор делового журнала «Эксперт-Казахстан» Сергей Домнин, намерения порой расходятся с возможностями:
«Напомню, что научно-техническая кооперация – это взаимодействие, которое происходит на весьма высоком уровне технологического развития экономик и на высоком уровне интеграции. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) – это самый дорогой элемент в цепочке создания добавленной стоимости. При этом, в международном распределении труда компании стран ЕАЭС в основном специализируются на добыче ресурсов и первом переделе, а также на операциях невысокой технологической сложности, например, сборке из комплектующих, маркетинге, продажах. Сам по себе выход на создание НИОКР служит показателем высокого развития промышленных отраслей, что в развивающихся странах гарантировалось исключительно прагматичной и долгосрочной промышленной политикой».
В этой сфере на постсоветском пространстве далеко не все благополучно. В качестве примера Сергей Домнин привел ситуацию в трех государствах-основателях ЕАЭС.
«Беларусь на протяжении последних 25 лет демонстрирует протекционизм в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности. Плохая стратегия для страны с населением 9,5 миллиона человек, если бы рядом не было России, открывшей свой рынок белорусским машиностроителям и агропромышленному комплексу. Россия, примерно с 2000 года вернувшаяся было к протекционизму с опорой на внутренний рынок, в 2012-м вступила в ВТО на весьма комфортных для импортеров условиях. После начала кризиса вокруг Украины наш северный сосед вернулся на протекционистскую траекторию и отдельные отрасли вновь начали развиваться. Казахстан вернулся к протекционистским инструментам в 2010-м после создания Таможенного союза и начала активной фазы евразийской интеграции. Однако промышленная политика Казахстана никогда не была по-настоящему направлена на развитие высокотехнологичных отраслей, разве что на создание обрабатывающих предприятий, превращающих сырье в продукты первого передела. Сборочные производства, которые сегодня являются ядром машиностроения – это здорово с точки зрения создания рабочих мест в репрессивных регионах, но от отверточной сборки автомобилей до создания НИОКР в этой сфере также далеко, как от таблицы умножения до интегралов. Итог: из всех стран ЕАЭС только у Беларуси была долгосрочная промышленная политика, да и та имеет шаткие основания, ориентируясь в основном на одного партнера, прежде всего политически», – резюмировал Домнин.
Шаг к информационной экономике
Евразийским государствам необходимо на национальном уровне решить немало проблем, прежде чем можно будет говорить о широком научно-техническом сотрудничестве, говорили участники дискуссии. Тем не менее, в ряде отраслей наладить кооперацию легче, и речь идет не только о сферах, где исторически сложились крепкие связи, но и об инновационных направлениях.
«Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) начала активную работу по формированию единого цифрового промышленного пространства ЕАЭС, – отметил Эдуард Полетаев. – Считается, что страны-участницы имеют высокий потенциал для создания цифровых экономик. Существует мощная база в сфере разработки программного обеспечения. Также стоит отметить, что, по данным информационных ресурсов Thomson Reuters, доля стран ЕАЭС в мировом документопотоке увеличивается. Углубляется научно-техническое сотрудничество в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года».
Как рассказал президент Интернет ассоциации Казахстана, член общественного совета при МИД РК Шавкат Сабиров, единая цифровая повестка для всех стран ЕАЭС обсуждалась на недавнем заседании ЕЭК в Москве.
Представители Казахстана, по его словам, активно участвуют в обсуждении, «бьются за каждую фразу». Уже существует дорожная карта, которая определяет единую цифровую повестку, сообщил глава ассоциации.
«Недавно министры иностранных дел стран ЕАЭС встречались и обсуждали данную проблематику. Поэтому вопрос не стоит, что и как делать. Он уже решен. Все документы в рамках ЕЭК готовы», – подчеркнул он.
Шавкат Сабиров также отметил, что научно-техническая интеграция могла бы помочь странам ЕАЭС создать так называемый киберщит – систему защиты от киберугроз, которые могут нанести серьезный урон как информационной безопасности, так и инфраструктурным, стратегическим объектам.
Он уточнил, что в данном случае оказать содействие своим союзникам могла бы Россия, как один из мировых лидеров в области киберзащиты. Но Казахстану надо думать о создании собственного программного обеспечения и воспитания собственных квалифицированных специалистов в области информационных технологий, убежден глава Интернет ассоциации.
По мнению Сергея Домнина, такой подход может обеспечить и Казахстану, и его партнерам как раз то развитие, которое прописано в долгосрочных стратегиях.
«СССР и мы, как его наследники, опоздали в третью индустриальную революцию. Но мы еще можем успеть в четвертую, где протекционистские инструменты будут уже не столь эффективны, где знания, человеческий капитал – главный экономический фактор, позволяющий включаться в те звенья цепочки добавленной стоимости, где эта добавленная стоимость максимально высока. Для этого нам нужно обеспечить опережающее развитие образования, модернизировать здравоохранение, создать высокий уровень урбанизации, повысить качество локальной инфраструктуры», – заключил Сергей Домнин.