Стратегия развития МСБ до 2030 года в России
Распоряжением Правительства РФ утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Ее основным исполнителем является специальная корпорация - АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Стратегия изо всех сил обещает бизнесу помощь в привлечении финансирования и решение вопросов с госорганами. Следует обратить внимание на пункты о поощрении бизнеса, осваивающего поточные технологии производства в секторах массового спроса, и о развитии госзакупок.
В правительстве рассчитывают, что Стратегия позволит к 2030 году увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%), т. е. примерно к уровню ряда развитых стран. Их оборот должен вырасти в 2,5 раза. Доля обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства МСП (без индивидуальных предпринимателей) – до 20%, что, кстати, отнюдь не является амбициозным планом. Долю количества занятых в МСП Правительство определяет в 35% к 30-му году.
Как заявил Дмитрий Медведев на заседании правительства: «наша задача – поддерживать людей, которые хотят развивать своё дело. У нас, к сожалению, пока по уровню малого и среднего предпринимательства есть отставание от развитых, передовых экономик. Нужно помочь людям осваивать новые ниши, внедрять передовые технологии, поэтому задача стратегии – помочь малому и среднему бизнесу составить бóльшую долю в экономике нашей страны».
В частности, именно этой Корпорацией (так в документе) должно быть обеспечено решение, среди прочих, следующих важных задач:
- оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- организация системы информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства;
- организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение проведения совместно с конкретными заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Корпорация выступит системным интегратором мер поддержки малого и среднего предпринимательства, действуя вместе с госорганами и бизнесом. Это своего рода государственный сервис: Корпорация будет предоставлять субъектам малого и среднего предпринимательства широкий набор услуг через сеть многофункциональных центров. Напоминает это Администрацию малого и среднего бизнеса (SBA) в США, с ее разветвленной сетью поддержки.
Важно, что для увеличения объемов кредитования малых и средних предприятий будет создана трехуровневая целевая модель оказания Корпорацией гарантийной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства совместно с крупнейшими банками. У Корпорации будут свои «гарантийные продукты» и целевые программы по предоставлению гарантий, поручительств и кредитной поддержки. Все это - для большей доступности кредитов крупнейших банков. Помощь получат в первую очередь проекты МСП «с ориентацией на применение поточных технологий в массовом сегменте рынка».
Общее управление реализацией Стратегии будет осуществлять Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.
Стратегия - это большой документ и его, наверное, даже имеет смысл прочесть целиком. Она касается всех аспектов деятельности бизнеса: налогов, интеллектуальных прав, подключения к сетям и т. п.
Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в ближайшие 3 года: необходимо принять решение о сохранении моратория в отношении увеличения налогов, уплачиваемых малыми предприятиями, на долгосрочную перспективу.
Развитие патентной системы налогообложения: намечено расширению возможностей использования данного налогового режима с учетом накопленной практики применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Для предпринимателей будет предусмотрена возможность уплаты налога в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательных платежей по страховым взносам по принципу "одного окна".
Отдельное внимание будет уделено вопросам смягчения фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства в связи с необходимостью уплаты страховых платежей в государственные внебюджетные фонды (конец цитирования).
Важность последнего пункта объяснять никому не надо, надо только надеяться, что под лозунгом смягчения не ужесточат.
«Разработанная стратегия развития малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 г. предусматривает создание хороших и выгодных условий для МСБ в будущем», – уверена вице-президент "Деловой России", член генсовета "Партии Роста" Татьяна Минеева. В частности, предполагается рост обычного и льготного кредитования МСБ, рост господдержки, рост доступа к госзаказам, снижение административных барьеров, упрощение отчетности, поддержка бизнеса в малоразвитых областях экономики.
Однако всё зависит от того, как задуманное будет реализовано и насколько практика будет отличаться от теории на бумаге. Трудно добиться желаемых результатов, если не снизить налоговую нагрузку на бизнес или хотя бы несколько лет её не повышать, а затем повышать реже. Это одна из главных проблем МСБ. Пока налоговая нагрузка продолжает расти, констатирует эксперт. В разработанной Стратегии есть планы по снижению налоговой нагрузки и оптимизации систему учета и налоговых платежей. Если они будут хорошо реализованы, то это существенно поможет развитию МСБ в стране.
Многое из того, что сейчас описано в стратегии предлагалось и обсуждалось и раньше, но до реализации так пока и не дошло, отмечает вице-президент "Деловой России". - По поводу АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" сейчас еще рано делать выводы. Довольно высоки шансы, что она станет очередным учреждением, которое по факту мало что делает, но существует на бюджетные средства. Понадобится 3-5 лет, чтобы Корпорация заработала в полную силу и смогла показать эффективна ли она.
По мнению члена рабочей группы Агентства стратегических инициатив по улучшению налогового администрирования Дмитрия Липатова, Стратегия выглядит действительно очень привлекательной, хотя кроме идейных принципов для ее воплощения потребуется предпринять довольно много усилий: потребуется вложить серьезные средства в развитие малых предприятий, в финансовое образование граждан, в обеспечение налоговых льгот и доступных кредитов. Кроме того, потребуется сломать ставший привычным для бюрократов подход к предпринимательству как объекту давления, - указывает он.
Как говорит Липатов: «… хотелось бы понимать также, что делать в том случае, когда принципы Стратегии не будут выполняться Правительством. Так ведь уже было в 2015 году, когда по основам налоговой политики обещалось не увеличивать налоговую нагрузку и не вводить новые налоги, но при этом была расширена налоговая база и отменен ряд льгот по налогу на имущество, введены торговый и транспортный сборы. В России родилось много хороших идей, но чаще всего они так ими и оставались – в случае с МСБ хотелось бы увидеть иной результат», – заключает эксперт.
Дмитрий Порочкин, глава Московского клуба предпринимателей и лидер молодежного крыла "Партии Роста" считает в свою очередь, что доступность финансовых средств для МСБ, о которой идет речь в программе поддержки малого и среднего бизнеса – действительно, одна из главных проблем сегодняшних дней. Объём выданных кредитов в России находится на одном из самых низких уровней в мире, что сдерживает развитие экономики.
«Наибольшего показателя достигает США: за 2014 год было выдано кредитов, объем которых почти в два раза превышал ВВП», – отмечает он. Средний показатель по всему миру составляет 125% от ВВП. В России за период с 2006 по 2014 год доля объема выданных корпоративных кредитов в ВВП возросла с 30% до 52%, отставая при этом от среднемирового показателя более чем в два раза.
«Но вопрос не только в доступности кредитных средств, например, простейшие меры по выводу малого бизнеса из тени, развитие предпринимательской активности и конкуренции позволит увеличить вклад в прирост ВВП более чем на 1%», – считает Дмитрий Порочкин.
Ссылка на сайт: http://expert.ru/2016/06/10/za-malyih-vzyalis-vserez/media/preview/#anchor-1