Какие государственные программы являются основным драйвером в развитии конкурентоспособности МСБ?

О вопросах повышения конкурентоспособности и потенциала МСП, существующих барьеров и проблемах в интервью рассказал Руководитель Дирекции по созданию пояса МСБ вокруг крупных предприятий Газиз Амреев.

- Добрый день, Газиз Сагынович! Какие государственные программы вы считаете основным драйвером в развитии конкурентоспособности МСБ?

- Добрый день. Разработанная в данный момент программа импортозамещения определенно занимает важную роль во всей цепочке стратегии развития. Программа разработана в соответствии с поручением Главы Государства от 11 января 2022 года и направлена на создание системных долгосрочных стимулов для модернизации и формирования новых производств и повышения конкурентоспособности казахстанских компаний на внутреннем и зарубежном рынках. 

Программа ориентирована на стимулирование роста МСБ через реализацию проектов, обновление фондов, пересмотр существующей нормативной базы для повышения локализации производств по насыщению внутреннего рынка с последующим выходом на экспорт.

- Какие задачи ставят перед Программой импортозамещения и какие целевые индикаторы?

- Целью программы является снижение зависимости от импорта сырья и комплектующих, и насыщения внутреннего рынка высококачественными продуктами отечественного производства с последующим выходом на экспорт. Данную цель получится достичь с помощью расширения производства конкурентоспособной несырьевой промышленной продукции, снятия барьеров и формирования паритетных условий для вывода на рынок продукции. Планируется ввести в эксплуатацию порядка 700 проектов, создать не менее 100 тыс. новых рабочих мест;

- В работе центра с какими основными проблемами вы сталкиваетесь при содействии в кооперации поставщиков и заказчиков?

- Барьеров достаточно. Однако, одними из основных сейчас являются имеющиеся вызовы на мировой арене в целом и на региональном уровне, в частности, которые усложняют планы капитального инвестирования на долгосрочную перспективу. Так, например, в заключении офтейк-контрактов проблемой для недропользователей является высокий риск при вложении инвестиций в новое производство.

Быстро меняющая геополитическая обстановка в нашем регионе и связанный с этим колеблющийся курс валют влияют на ценообразование товаров, что является ощутимым барьером в заключении долгосрочных договоров.

Кроме того, имеются и ряд других вопросов, которые системно решаются государством, как нехватка достаточного количества высококвалифицированных кадров (токари, сварщики и т.д.), а также развивающаяся твердая и мягкая инфраструктура. Хочу отметить, что государство планомерно продолжает курс на индустриальную политику, направленную на создание высокопроизводительной и экспортоориентированной обрабатывающей промышленности. А это значит, что в дальнейшем будет продолжен курс на улучшение условий развития в обрабатывающей промышленности.

Также можно отметить и частные проблемные вопросы. К примеру, недропользователи отмечают, что зачастую не способны предоставить технические спецификации, так как иностранные поставщики товаров не предоставляют развернутых технических спецификаций при заключении контракта. В соответствии с этим, при рассмотрении местных производителей компания не в состоянии оценить и сравнить продукцию должным образом.

- А какие проблемы отмечают поставщики при работе с недропользователями?

- Казахстанские производители отмечают, что зачастую иностранные поставщики сбивают цену на продукцию до минимума, который производители себе позволить не могут. Кроме того, нестабильные цены на первичное и вторичное сырье вынуждают производителей повышать цены на конечную продукцию. Также у многих недропользователей высокие требования к наличию международных сертификатов и объёмов производств вследствие чего предприятиям, чтобы участвовать в закупках крупных заказчиков, требуется вкладывать огромные средства на получение сертификатов, модернизацию производства.

- Каким образом программа импортозамещения может решить барьеры между заказчиками и поставщиками?

- В рамках стимулирования внутристрановой ценности будут установлены обязательства в контрактах на недропользование по созданию пояса МСБ вокруг собственных производств за счет привлечения и создания предприятий, а также установлены приоритеты к приобретению товаров и сбыту собственного сырья у данных предприятий.

Помимо этого, будут созданы собственные программы развития внутристрановой ценности у недропользователей и крупных предприятий на срок не менее 5 лет с обязательным условием заключения долгосрочных договоров и офтейк-контрактов с казахстанскими предприятиями.

 

Предприятия будут привлекаться к обработке сырьевых товаров или к предоставлению товаров собственного производства и/или сервисных услуг системообразующему предприятию. Данные меры позволят обойти барьеры, связанные с техническими спецификациями, повышенными рисками заказчиков.