Кластерное будущее

Новая кластерная политика, осуществляемая в рамках реализации государственной программы индустриально-инновационного развития, способна ускорить процесс модернизации казахстанской экономики и

По оценкам экспертов, кластеризация сегодня охватила половину ведущих стран мира. Причина такой популярности – в повышении конкурентоспособности местных производств и экономик в целом, что, собственно, и является их «побочным эффектом». Казахстан пока находится как бы в стороне от охвативший мир кластеромании, но семимильными шагами идет в этом направлении.
В сентябре прошлого года в результате актуализации программы индустриально-инновационного развития были определены новые подходы к стимулированию кластерного развития оте­чественной экономики. Учитывая плюсы и минусы предыдущего опыта внедрения подобных инициатив, теперь государство намерено сконцентрироваться на развитии и сбалансированной поддержке не менее шести пилотных территориальных кластеров. Процесс кластеризации предполагается направить на развитие взаимодействия субъектов рынка, технологическую модернизацию, рыночные стратегии роста, эффективность работы и ускоренное инновационное развитие с учетом потребностей развития всех регионов страны.
Если говорить детально, то государственные органы будут оказывать помощь как финансового, так и нефинансового характера, а также финансировать стратегические проекты по ряду направлений. Речь, во-первых, идет о поддержке и развитии кооперации участников кластера с целью повышения уровня их интеграции в глобальные цепочки по созданию добавленной стоимости и повышения конкурентоспособности. Во-вторых, о развитии человеческих ресурсов кластера. В-третьих, о его расширении посредством увеличения количества участников, например, через создание бизнес-инкубаторов для реализации проектов и привлечение иностранных инвесторов.
Не менее важная роль отводится развитию инноваций и технологий, в том числе и в области услуг. Это создание специализированных инжиниринговых организаций, технологических площадок для разработки опытных образцов новых продуктов, совершенствование уже существующих технологий и адаптация лучших мировых практик, разработка проектов по НИОКР с вовлечением научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений.
И замыкает список приоритетных направлений улучшение бизнес-климата и инфраструктуры с использованием возможностей государственно-частного партнерства. Это обеспечит предприятиям кластера доступ к существующей в регионах энергетической, телекоммуникационной, коммунальной и транспортной инфраструктуре, создание так называемых «объектов общего пользования» – например, испытательных баз и сертификационных лабораторий.
Роль оператора развития территориальных кластеров отведена АО «Казахстанский институт развития индустрии» (КИРИ). Совместно со Всемирным банком институт занимается информационно-методологическим сопровождением разработки и реализации политики развития территориальных кластеров, осуществляет координацию и мониторинг кластерных инициатив, обучение специалистов. К реализации проекта он привлек компанию с мировым именем INFYDE, имеющую опыт оказания консультационной поддержки по территориальному развитию в странах Евросоюза, в Перу и т.д., а также Европейский фонд совершенствования кластеров .
Поскольку территориальные кластеры решено было отбирать на основе открытого конкурса, КИРИ провел серьезную работу в регионах. В течение полугода проходили переговоры не только с представителями исполнительной власти на местах, бизнес-ассоциациями, но и с руководителями порядка трехсот предприятий. В итоге на конкурс была подана 21 заявка. Их буквально через сито просеяла группа международных экспертов, после чего тщательно отобранные попали на рассмотрение к специалистам Всемирного банка. В расчет брались такие факторы, как наличие в регионе критической массы взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга предприятий, наличие необходимого сырья, доступность человеческих ресурсов, производственные мощности предприятий потенциального кластера для создания технологической цепочки и оказания сопутствующих услуг, развитость инфраструктуры, возможное социально-экономическое влияние на ситуацию в регионе и в отрасли, соответствие национальным и региональным стратегиям.
Итоги пока не озвучены. Это прерогатива комиссии по промышленному развитию под председательством премьер-министра РК. После ее заседания и станет ясно, какие конкретно кластеры и в каких регионах будут развиваться в пилотном режиме. Затем начнется детальная работа с отобранными кластерами. Она предполагает три этапа. На первом будут определены задачи, на втором планируется выработать стратегию, а на третьем – запустить практические меры государственной поддержки. Как ожидается, все это завершится уже в следующем году.
По утверждениям экспертов, в современном мире потенциал страны напрямую зависит от конкурентоспособности входящих в ее состав территорий. Как следствие, глобальная конкуренция между государствами зачастую сводится к конкуренции между отдельными регионами, имеющими стратегическое значение. Учитывая это, можно быть уверенными в том, что Казахстан движется в верном направлении.