Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение в Казахстане: текущее состояние, проблемы и перспективы роста

Текущее состояние технической оснащенности сельско-хозяйственного производства

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение Казахстана формировалось как составная часть машиностроительной отрасли бывшего СССР. Предприятия сельхозмашиностроения республики обеспечивали своей продукцией многие регионы страны, отрасль складывалась и развивалась с узкой специализацией, без учета приоритетности интересов народного хозяйства в удовлетворении потребности в сельскохозяйственных машинах и запасных частях к ним, значительная часть техники завозилась. В те времена основными поставщиками техники и оборудования для отечественного Агропромышленного комплекса были производители из России, Беларуси, Украины и лишь около 10% от необходимой номенклатуры производилось в Казахстане.

Современное сельскохозяйственное производство продукции полностью базируется на машинных технологиях. Ресурсообеспеченность производства определяется, главным образом, оснащенностью фермерских хозяйств и агроформирований необходимыми машинами и оборудованием. Общая потребность отраслей АПК в основных средствах механизации и автоматизации в растениеводстве и животноводстве насчитывает более 1,5 тыс. наименований. Высокая механизация труда является залогом роста объемов и качества производимой сельхозпродукции. В то же время, необеспеченность отрасли необходимым количеством сельскохозяйственной техники является серьезным барьером для развития сельского хозяйства.

Таким образом, с учетом исходного состояния и современного уровня развития сельскохозяйственного машиностроения республики, актуальной задачей является дальнейшее развитие и совершенствование всего комплекса производств для максимально полного удовлетворения потребностей сельского хозяйства в машинах и оборудовании.

Сельское хозяйство страны располагает значительным, но недостаточным парком тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. Так, по данным Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, средний износ машинно-тракторного парка составляет порядка 80%. Доля крайне изношенных основных видов сельхозтехники (старше 15 лет) составляет: тракторов - 79%, комбайнов - 54%, сеялок - 86%, жаток - 63%.

Как известно, Казахстан ежегодно засевает порядка 21 млн га посевных площадей. В проведении полевых и уборочных сельскохозяйственных работ участвуют более 150 тыс. тракторов и 88 тыс. сеялок, а также около 40 тыс. зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов и другой необходимой техники. При требуемом технологическом уровне обновления 10 ÷ 12,5% в год на сегодняшний день обновление происходит лишь в пределах 1÷3%. Недостаточность энергонасыщенных тракторов и сельскохозяйственных машин обуславливает сокращение объемов производства, что приводит к применению упрощенных схем возделывания культур с нарушением агротехники, несоблюдением оптимальных сроков работ, с высокими затратами труда и в итоге к большим потерям продукции на всех стадиях возделывания, уборки, переработки, хранения и снижению урожайности сельхозкультур.

Проведение независимой продовольственной политики государства и стабильного показателя обеспеченности населения продуктами первой необходимости невозможно без устойчивого развития всех отраслей сельского хозяйства. Сельскохозяйственное машиностроение в этом отношении служит основным индикатором и одновременно залогом успеха прогрессивного хода процесса.

В настоящее время в Республике Казахстан более тридцати машиностроительных предприятий специализированно занимаются сборочным производством различных моделей сельскохозяйственной техники и тракторов известных брендов, а также изготовлением навесного и другого оборудования, комплектующих и запасных частей для нужд АПК. В республике создано производство конечных видов продукции сельскохозяйственного машиностроения: зерноуборочные комбайны, колесные тракторы, прицепы, опрыскиватели, пресс-подборщики, сеялки, жатки, бороны, плуги, рыхлители, косилки, грабли, различное оборудование для животноводства и прочее. В значительной степени это сборочное производство ведущих производителей сельхозтехники стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Италии, Китая, Германии и др. Данные предприятия расположены в основном в Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанкой и других аграрных регионах страны. Так, производство колесных тракторов различных моделей марок Беларус (ОАО «Минский тракторный завод», Республика Беларусь), Кировец (АО «Петербургский тракторный завод», Россия), зерноуборочных самоходных комбайнов марок ESSIL (на базе линейки «ПАЛЕССЕ» ОАО «Гомсельмаш», РБ), Acros и VECTOR 410 KZ (ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш», РФ) и других распространенных марок сельскохозяйственной техники сосредоточено на базе следующих отечественных заводов: АО «Агромашхолдинг KZ» (г.Костанай), ТОО «Казахстанская Агро Инновационная Корпорация /КАИК/» (г. Кокшетау), ТОО «СемАЗ» (г. Семей), ЧК «Kazrost Engineering Ltd» (г.Кокшетау), ТОО «Костанайский Тракторный Завод» (г. Костанай), ТОО «Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан» (г. Костанай), ТОО «Kaz Kioti» (Туркестанская обл., с. Акбулак), ТОО «Совместное предприятие «Петропавловский Тракторный Завод», ТОО «СТ Эсэмбли» и ТОО «Машиностроительный завод КАЗТЕХМАШ» (г. Петропавловск).

Введение в 2020 году утилизационного сбора дополнительно способствовало локализации в Казахстане ранее импортировавшихся известных брендов тракторов и комбайнов: тракторы - Lovol, YTO, Deutz Fahr, Xerion (CLAAS), RSM (Buhler Versatile), Dong Feng, Wuzheng; зерноуборочные комбайны - Torum, Deutz Fahr, Tucano; силосоуборочные комбайны - КСК и КВК; посевные комплексы - Amity, Pottinger. Средний уровень локализации тракторов и комбайнов составляет 33,5%.

Крупными производителями различных навесных орудий, прицепной несамоходной сельскохозяйственной техники, элеваторного оборудования и запасных частей являются: ТОО «Дон Мар» (г. Лисаковск), АО «Уральскагрореммаш» (г. Уральск), ТОО «AZAM-KC» (Акмолинская обл., с.Жалтыр), ТОО фирма «ДАФА» (г. Павлодар), ТОО «Песчанский ремонтно-механический завод» (Павлодарская обл., с. Песчаное), ТОО «AVAGRO» (г.Петропавловск), ТОО «Экспро» (г. Костанай), ТОО «Завод элеваторного оборудования «Астык» (г. Костанай), ТОО «Костанайский завод сельскохозяйственного оборудования «Агний» (г. Костанай) и др.

Машиностроительные предприятия ТОО «MODERNS» (г.Петропавловск), ТОО «Уральский механический завод» (г. Уральск) и ТОО «Карагандинский завод металлоизделий» (г. Караганда) успешно занимаются производством различного оборудования для животноводства (станки для фиксации скота, весовые платформы для скота, доильные залы для коров, кобыл и др.).

По итогам 2021 года отечественными предприятиями в секторе тракторного и сельскохозяйственного машиностроения произведены 6437 единиц сельскохозяйственной техники, из них 5154 тракторов и 1283 комбайнов. Прочей несамоходной сельхозтехники предприятиями произведено 2407 единиц, куда входят навесное и прицепное орудия. При этом, из произведенного числа тракторов в 2021 году, 3822 (74,2%) выпущено марки Беларус, 529 (10,3%) – Lovol, 415 (8,1%) – Кировец, 229 (4,4%) – RSM, 127 (2,5%) – YTO, 26 (0,5%) – Dong Feng. Если в 2018 году было произведено 350 тракторов для сельского и лесного хозяйства, то в последующие годы темпы производства росли более, чем в два раза. Так, к примеру в 2019 году изготовлено 1017 ед. тракторов, в 2020 году – 2587 ед.; 2021г. - 5154 ед.; 2022г. 6 мес. – 2150 ед.

Из выпущенных в прошедшем году комбайнов: 447 ед. относится к маркам Acros (34,8%), 406 ед. (31,6%) - ESSIL, 282 ед. (22%) – VECTOR, 92 ед. (7,2%) – Tucano, 17 ед. (1,3%) – Torum и др. За последние годы отмечаются хорошие темпы роста производства комбайнов: 2019г. – 395 ед.; 2020г. – 962 ед.; 2021г. – 1283 ед.; 2022г. 6 мес. – 358 ед.

В целом, по итогам первого полугодия 2022 года произведено тракторов, сельхозтехники, навесного и прочего оборудования для нужд сельского хозяйства на общую сумму 93,263 млрд тенге, что выше на 39,6% аналогичного периода прошлого года.

Следует отметить, что отечественное производство тракторов, комбайнов, навесного и прицепного оборудования ориентировано, прежде всего, на внутреннее потребление. Так, объем экспорта продукции сельхозмашиностроения в 2021 году составил всего на сумму 4,948 млн долл. США, а объем импорта при этом составил 562,053 млн долл. США. Из них, объем экспорта тракторов в прошлом году составил всего 68 ед. на общую сумму 1,708 млн долл. США, а объем импорта тракторов при этом составил 8650 ед. на общую сумму 124,76 млн долл. США. Зерноуборочных комбайнов в 2021 году экспортировано 60 ед. на общую сумму 243,41 тыс долл. США, а объем импорта комбайнов при этом составил 353 ед. на общую сумму 48,362 млн долл. США. По итогам 5 месяцев текущего года экспортировано тракторов и сельскохозяйственной техники в объеме 78 ед. на общую сумму 16,444 млн долл. США, а импортировано за аналогичный период 3616 ед. на общую сумму 127,64 млн долл. США.

На отечественном рынке поставок сельскохозяйственных машин наблюдается усиление конкуренции со стороны давних стратегических партнеров и заводов из России и Беларуси, а также ведущих мировых производителей в лице John Deere, AGCO, Case New Holland и др. При этом, несмотря на сборку в Казахстане сельхозтехники российских и белорусских марок, не происходит существенного снижения объемов импорта аналогичной техники из данных государств в РК.

Имеющиеся проблемы в производстве сельхозтехники

Сельскохозяйственное машиностроение в бывшем Союзе являлось крупнейшей отраслью машиностроения. Разработкой тракторов и сельхозмашин занималось около трехсот научно-исследовательских институтов и конструкторских организаций, среди них – институты НАТИ (Государственный научно-исследовательский тракторный институт), ВИСХОМ (Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственного машиностроения), ВНИИКОМЖ (Всесоюзный научно-исследовательский институт комплексных проблем машиностроения для животноводства и кормопроизводства), головные специализированные конструкторские бюро (ГСКБ) «Ростсельмаш», «Гомсельмаш», Волгоградского, Харьковского и других тракторных заводов, ГСКБ по почвообрабатывающим, посевным, картофелеуборочным, кормоуборочным машинам и по многим другим направлениям сельхозмашиностроения. К примеру, только за период с 1975 по 1990 годы было разработано и поставлено на производство более 300 моделей тракторов и сельхозмашин!

С обретением независимости, к большому сожалению, в Казахстане не удалось сохранить в полном объеме все имеющиеся специализированные НИИ и конструкторские бюро по проектированию и созданию новых видов сельхозтехники и компонентной базы. Ряд головных КБ после приватизации практически перестали существовать. Утрачена значительная часть квалифицированных кадров. Существенно пострадала опытно-конструкторская база, а опытно-испытательные станции и вовсе закрылись. 

Новые сборочные производства сельхозтехники на территории республики создавались на основе действующих моделей иностранных производителей, зачастую не учитывающие реальные потребности в видах высокопродуктивных машин и определенные требования в необходимых тяговых классах техники, других технических и производственных характеристик в соответствии с разнородностью природно-климатических зон Казахстана и специфики оптимального состава машинно-тракторного парка для возделывания и уборки основных сельскохозяйственных культур. Все это привело к определенному дисбалансу выпускаемой сельхозтехники на рынке предложений: имеется недостаток в сегменте выпуска тракторов средней мощности тягового класса, отсутствует собственное производство гусеничных тракторов, машин для уборки клубней и корнеплодов, рисо-, хлопко- и виноградоуборочных комбайнов и прочие.

Опыт многих индустриально развитых стран показывает, что сельское хозяйство, не менее чем на 50%, должно оснащаться техникой собственного производства. Это продиктовано защитой продовольственной безопасности, остальная доля пополняется за счет импорта из других государств, совместных производств с определенным уровнем локализации или сборочных производств. Сегодня предприятиями Казахстана производится целый спектр сельскохозяйственной техники с высокой долей местного содержания. Крупные заводы «Агромашхолдинг KZ» и «КАИК» имеют локализацию свыше 40% в производимых комбайнах, сеялках (80%) и до 90% в выпускаемых узлах и агрегатах (тележки для жаток, пресс-подборщики, навесное оборудование, прицепы, противовесы на трактора, быстро изнашиваемые детали, наклонные камеры, шкивы и тд.). Более двадцати лет ТОО «Дон Мар» производит зерновые жатки, которые практически на 100% локализованы. Компанией «AVAGRO» успешно налажен выпуск различных опрыскивателей с высокой степенью локализации. 

Проводимая крупноузловая сборка сельхозтехники импортного производства без дальнейшей локализации, имеющиеся проблемы из-за сбоев в цепочке поставок, а также сохраняющиеся глобальные нестабильные геополитические и экономические условия в мире могут привести к полной зависимости от импорта машинокомплектов, комплектующих и к угрозе продовольственной безопасности страны. Надо отметить, что все отечественные изготовители тракторов и комбайнов подписали с Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК соглашения о промышленной сборке сельхозтехники и компонентов, которые налагают на сельхоз машиностроителей взаимные обязательства по локализации взамен на преференции. В случае невыполнения требований по локализации, предприятия обязаны вернуть все полученные государственные преференции.

В целом по структуре, из общего объема производства сельхозтехники в денежном выражении, 93% приходится на сборку тракторов и комбайнов, 7% на изготовление прицепной, навесной техники и оборудования (жатки, косилки и др.), фронтальных погрузчиков, пресс-подборщиков и небольшой номенклатуры почвообрабатывающих производств. Вместе с тем, в стране отсутствуют заводы по производству ходовой части, трансмиссий, коробок передач, двигателей внутреннего сгорания для тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов.

Наряду с этим, в отрасли имеются ряд системных проблем, требующие скорого решения:

  • слабая техническая вооруженность предприятий в сфере сельскохозяйственного машиностроения;
  • отсутствие отечественных новых разработок перспективных моделей с/х машин для АПК;
  • недостаточность испытательных станций и центров по проведению полноценных сертификационных испытаний сельхоз машин и оборудования;
  • отсутствие значимых преимуществ у отечественных производителей сельхозтехники перед зарубежными изготовителями в предоставлении льгот и преференций со стороны государства;
  • низкая платежеспособность фермерских хозяйств и агроформирований в сельском хозяйстве в приобретении с/х техники и оборудования;
  • снижение конкурентоспособности тракторов и сельхоз машин отечественного производства из-за низкой локализации, зависимости от поставок машинокомплектов и увеличения себестоимости техники.

Перспективы роста

Руководство Казахстана ставит перед Министерством индустрии и инфраструктурного развития серьезные индикаторы на третью пятилетку. К 2025 году в машиностроении и обрабатывающей промышленности должны вырасти: экспортный объем почти в два раза, реальный рост производительности труда - в 1,6 раз, рост инвестиций в основной капитал - в 1,6 раз.

В связи с этим в индустриальной политике будет осуществлена переориентация с поддержки спроса на поддержку технологической модернизации и трансформации предприятий. Государственная поддержка будет направлена на цели углубления и расширения продуктовой линейки или предоставляемых услуг, освоения новых рынков.

Ускорение темпов обновления технического парка сельского хозяйства будет осуществлено за счет совершенствования мер господдержки приобретения с/х машин и оборудования, в том числе путем выработки новой политики субсидирования, направленной на повышение производительности труда, увеличения доли локализации производства сельхозтехники, развития и расширения программ льготного кредитования техники отечественного производства.

Сельскохозяйственные предприятия начнут процесс по переходу к экономически эффективному производству продуктов, позволяющего с наибольшей вероятностью использовать экспортный потенциал, повышать степень передела с/х культур, внедрять новые технологии и практики.

Машиностроительным предприятиям при производстве тракторов и сельхозтехники необходимо в ближайшие годы перейти на мелко-узловую сборку и наладить производство отдельных узлов и комплектующих (кабины, портальные мосты, изделия из стекла, колеса, пластиковые изделия интерьера, экстерьера и прочее) в соответствии с заключенными соглашениями о промышленной сборке.

Для обеспечения ускоренного развития отечественного тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Министерство индустрии и инфраструктурного развития совместно с Министерством сельского хозяйства с участием научных НИИ, отраслевых ассоциаций и бизнес-сообщества намерено:

- разработать Систему перспективных машин и оборудования для реализации эффективных технологий производства и первичной переработки основных видов продукции растениеводства и животноводства;

- разработать Программу развития сельскохозяйственного машиностроения, где следует предусмотреть вопросы координации работ, экономического стимулирования деятельности предприятий, обновления их материально-технической базы и программы производства востребованной с/х техники на ближайшую и среднесрочную перспективу;

- создать в условиях тесной кооперации на базе специализированных предприятий отдельные производства по выпуску с/х компонентной базы, унифицированных комплектующих деталей и узлов: колеса, шины, подшипники, резинотехнические изделия, быстроизнашивающиеся рабочие органы и тд.; 

- создать благоприятные финансовые и организационные условия для развития и стимулирования экспорта с/х техники и оборудования;

- способствовать совершенствованию системы подготовки инженерных кадров и рабочих специальностей для агропромышленного комплекса в целом и сельскохозяйственного машиностроения в частности.

Успешная реализация указанных задач по дальнейшему развитию сельскохозяйственного машиностроения позволит качественно осуществить План обеспечения продовольственной безопасности Казахстана на 2022-2024 годы.