Ответы на вопросы, поступившие в ходе онлайн дискуссии по новым мерам государственного стимулирования

3 марта 2021 года на дискуссионной площадке QazIndustry обсуждены меры поддержки и продвижения отечественных товаров, работ и услуг на внутреннем рынке. Участниками мероприятия стали более 100 предпринимателей и руководители отраслевых организаций.
Бизнесом были озвучены ряд предложений и замечаний. В основном вопросы касались предусматриваемых встречных обязательств предприятий, предложения по лимитам, а также по внедрению дополнительных мер поддержки.
Мы публикуем ответы на вопросы, предложения и замечания представителей бизнеса.

Напомним, что QazIndustry совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК формирует правила по предоставлению мер государственного стимулирования поддержки и продвижения отечественных товаров, работ и услуг на внутреннем рынке.

Проект Правил в настоящее время дорабатывается, после чего будет направлен на рассмотрение в уполномоченный орган для проведения процедур по утверждению Правил.

С презентацией по проекту Правил можно ознакомиться по следующей ссылке: https://qazindustry.gov.kz/ru/article/1828-qazindustry-predstavil-biznesu-novye-mery-gosudarstvennogo-stimulirovaniya

 

Ответы на вопросы представителей бизнеса на онлайн обсуждении проекта Правил возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров, работ, услуг на внутреннем рынке, организованном АО «Казахстанский центр индустрии экспорта «QazIndustry»
3 марта 2021 года

п/п

Вопросы

Вопрос от

Ответы

Блок 1

Встречные обязательства

1

- большой процент встречных обязательств (далее - ВО) 10%;
- невозможность достигать 10% по ВО ввиду отрицательных показателей корпоративного подоходного налога (далее - КПН) в связи с убытками в сложный экономический период (пандемия);
- предложение о рассмотрении снижения процента по ВО от 3% до 5% максимум;
-  почему выбран именно КПН в качестве ВО, а не все налоги;
- за какой период будет учитываться рост налогов по КПН на 10 %;
- что делать компаниям, находящимся в специальной экономической зоне (далее-СЭЗ), являющимся неплательщиками КПН (что показывать?);
- предложение об одинаковых ВО как для компаний, находящихся в СЭЗ, так и всех остальных получающих возмещение части затрат;
- как экономически обосновывается показатель 10% ВО, из каких расчетов взят показатель?

 

 

Каната Ибраева, Ассоциация «Мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК»

Туреханова Самата, генеральный директор
ТОО «Сапа-Нан»

Аксёнова

Ковалёва Л. В. Galex Plus

От kim_ov

Ережепова Бауыржана, специалист по коммерциализации
ТОО «D&P»

Молдахметова Толегена, генеральный директор
ОЮЛ "KAZХИМИЯ"

 

Каната Ибраева, Ассоциация «Мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК»

Учитывая поступившие предложения о сокращении размера ВО, а также учитывая что, ожидаемый рост показателя Валового внутреннего продукта Республики Казахстан в текущем году запланирован более чем на 3%,  было решено поддержать предложение бизнеса и сократить процент по ВО с 10% до 3% как на увеличение по КПН так и увеличение доходов предприятия от реализации продукции и оказания работ и услуг.
Выбор КПН как показателя не случаен - учитывая, что показатель КПН непосредственно зависит от дохода предприятия, одним из показателей ВО взят именно КПН.
Показатели по ВО должны будут достигаться в течение двух лет (24 месяца) после дня подписания Соглашения.
В случае, когда компания не является плательщиком КПН согласно законодательству Республики Казахстан, соответственно учитывается один показатель ВО - увеличение доходов предприятия от реализации продукции и оказания работ и услуг.
В соответствии с приоритетами и целями, указанными в Государственной программе индустриально-инновационного развития на 2020-2025 годы, предусматривается, что меры поддержки будут предоставляться предприятиям только с положительным показателем КПН и доходности, что позволит способствовать развитию и повышению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, модернизации действующих предприятий и реализации новых индустриальных проектов, увеличению объемов и расширению номенклатуры выпускаемой продукции.

Блок 2

Возмещаемые сертификаты

2

- какие сертификаты подпадают к возмещению, перечень;
- возмещение затрат на получение индустриального сертификата и сертификата СТ-КZ, индустриального сертификата;
- требуется ли индустриальный сертификат при наличии сертификата СТ-KZ;

Аналя Асанова

Наталья Юрьевна ТОО "УК ЮНИС"

ОЮЛ "Союз отечественных производителей медицинских изделий, медицинской продукции "Мединдустрия Казахстана"

В рамках действующих Правил возмещению подлежат сертификаты, которые регулируются в соответствии с Законом РК «О техническом регулировании».
При этом, возмещению не подлежат затраты на сертификаты о происхождении товаров формы СТ-KZ, СТ-1, СТ-2, СТ-3, EAV, А, Original (Оригинал), индустриальный сертификат.
Документами, подтверждающими казахстанское происхождение товара, работ и услуг являются - Сертификат СТ-KZ, Сертификат соответствия, Декларация о соответствии ЕАЭС, Индустриальный сертификат), следовательно, если имеется один из этих документов, то он подтверждает казахстанское происхождение товара, работ и услуг.

Блок 3

Предложения по внедрению дополнительных мер поддержки

3

- предложение о внедрении затрат на промышленные испытания;
- предложение о внедрении затрат при регистрации отечественных медицинских изделии;
- допустить к возмещению части затрат отечественных производителей товаров (продукции) военного и аэрокосмического назначения, товаров (продукции) двойного назначения (применения), а также предпринимателей, учрежденных в рамках договора о государственно-частном партнерстве);
- возможность возмещения части затрат на обучение специалистов, у тех же поставщиков оборудования;
- помощь в закупке оборудования для технических лабораторий у себя;
- возмещение затрат по покупке оборудования, не только для маркировки;
- в качестве эксперимента дать возможность компаниям в течение года или двух потратить суммы уплачиваемых налогов на закупку оборудования, со встречными обязательствами, роста объемов и КПН;
- возмещение затрат на приобретение сырья;
- возможность возмещения затрат торговых домов, торговых дистрибьюторов, представительств и ИП от производителей;
- предусмотреть возмещение части затрат собственным железнодорожным транспортом;
- предусмотреть возмещение части затрат на ремонт торговых площадей.

Молдахметова Толегена, генеральный директор
ОЮЛ "KAZХИМИЯ"

Нурмуханов Руслан Амантаевич, Директор Исполнительной дирекции.

Манакпаева Гулдария. Исполнительный директор
Ассоциация «ФармМедИндустрия Казахстана»

ТОО «Венчурная компания «Поиск»

Куаныш
ТОО «Костанайский агромеханический завод»

Опрышко Светлана

Комп

Аналя Асанова

Насырова Гаухар
ТОО «АГФ ГРУПП»

Канат Ибраев

Представитель (не представился) АО «Тыныс»

Раманкулов Даурен, директор. ТОО «Shoes Republic»

Суанбаев Еркебулан
ТОО «Алем Тынысы»

Беляева Ирина, Генеральный директор
ТОО «ИДАЛЬГО», «Сеть мебельных салонов «PRESTIGE»

Наталья Юрьевна, ТОО "УК ЮНИС"

Гали. Экспресс

Отмечаем, что, предложения о внедрении затрат при регистрации отечественных медицинских изделий, а также, возможности получать возмещение части затрат отечественным производителям товаров (продукции) военного и аэрокосмического назначения, товаров (продукции) двойного назначения (применения), а также предпринимателей, учрежденных в рамках договора о государственно-частном партнерстве), были учтены в предлагаемой нами редакции проекта правил.
Такие предложения как возмещение затрат на проведение промышленных испытаний, обучение специалистов у тех же поставщиков оборудования не могут быть включены в данный проект правил так как данные виды затрат уже действуют в рамках Правил предоставления государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленной на повышение производительности труда и развитие территориальных кластеров (от 09.12.2015 г. № 1194) по возмещению затрат на совершенствование технологических процессов на проведение промышленных испытаний продукции, на повышение компетенции предприятия. Заявки по ним принимаются на круглогодичной основе в электронной форме на сайте https://qazindustry.gov.kz/.

Касательно предложений по включению меры поддержки на приобретение оборудования, на текущий момент ведется работа по внедрению новой меры поддержки – Промышленный грант, который будет направлен на модернизацию действующих производств и создание новых, путем приобретения оборудования. Промышленный грант предоставляется путем софинансирования затрат.

Что касается вопросов касательно возмещения части затрат по приобретению сырья, возможностей компаний использовать налоги для закупки оборудования, возмещения затрат торговых домов, торговых дистрибьюторов, представительств и ИП от производителей, возмещение части затрат собственным железнодорожным транспортом, предусмотреть возмещение части затрат на ремонт торговых площадей, закуп оборудования для создания лаборатории и т.д. то, на сегодняшний день эти вопросы стоят на повестке, но будут обсуждаться отдельно не в рамках данных правил и требуют дополнительного изучения и детальных проработок.

Блок 4

Вопросы касательно лимитов

4

Вопросы касательно лимитов:
- вопрос касательно увеличения размера и лимита возмещение для крупного бизнеса;
- вопрос касательно уравнения размеров лимита и возмещения для крупного бизнеса с размерами для малого и среднего бизнеса.

Долотова Татьяна, Заместитель главного бухгалтера
АО «Евразиан Фудс Корпорэйшн»

 

        В соответствии с Государственной программой индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020–2025 годы, в пункте развития внутреннего рынка предусмотрены системные меры для работы с малым-средним бизнесом над повышением их компетенции. В этой связи, стимулирование малого и среднего бизнеса является приоритетным, и в проекте Правил предусматривается сравнительно больший лимит возмещения для малых и средних предприятий

               

Блок 5

Вопросы, не входящие в компетенцию АО «Qazindustry»

5

Вопросы, не входящие в компетенцию АО «Qazindustry»:
- содействие в урегулировании вопроса по экспорту кабельной продукции в Российскую Федерацию;
- вопрос о лже-производителях в Республике Казахстан;
- вопрос аккредитации в КТРМ испытательных центров, работу с медицинскими изделиями, медицинской техникой.

 

 

Тимур Жакенов,
ОЮЛ «Союз Промышленников»

 

ОЮЛ «Союз отечественных производителей медицинских изделий, медицинской техники «Мединдустрия Казахстана»

 

Раманкулов Даурен, директор.
ТОО «Shoes Republic»

 

Асанова Аналь, Руководитель отдела СМК.
ТОО "Аксель и А"

Вопросы касательно продвижения товаров на внешние рынки с текущего года не относятся к компетенции АО «QazIndustry». С этим вопросом необходимо обратиться в Министерство торговли и интеграции РК и акционерное общество «QazTrade», которое также возмещает затраты по сертификации продукции за рубежом.
Также вопросы, касающиеся лже-предприятий, не относятся к компетенции АО «QazIndustry». В данном случае Вам необходимо, обратиться в Национальную Палату Предпринимателей «Атамекен».

Что касается вопроса аккредитации в самом Комитете технического регулирования и метрологии МТИ РК (далее - КТРМ), это тоже не в компетенции АО «QazIndustry», но мы данное предложение учтем и доведем до сведения уполномоченного органа. В настоящее время правилами уже предусмотрено возмещение части затрат за внедрение стандартов сертификата качества и т.д. и т.п. В настоящее время КТРМ формирует и ведет реестр всех аккредитованных стандартов на территории Республики Казахстан. Все стандарты и сертификаты, которые входят в этот реестр, могут быть возмещены в рамках данных правил.

Блок 6

Общие вопросы

6

- возможно ли возместить затраты на лабораторию, проводящую испытания продукции на территории предприятия и относящейся к предприятию?
- утверждены ли презентуемые правила?
- выделен ли бюджет на данные меры?

Кадырова Назира
АО «Alageum Electric»

Марат Баккулов,
ОЮЛ «Союз Обрабатывающей промышленности»

Затраты на лаборатории, проводящие испытания, не возмещаются, так как отдельно лаборатория не является юридическим лицом, а также не имеет аккредитацию в уполномоченном органе.

Сегодняшняя презентация проводится по предложениям в Правила и, соответственно, представляет собой лишь проект Правил, который будет дополняться с учетом предложений бизнеса. Наиболее эффективные предложения будут включен в проект Правил и направлены на рассмотрение в уполномоченный орган для проведения процедур по утверждению Правил.

Касательно бюджета на предлагаемые меры поддержки, на текущий год он не предусмотрен, в то же время в уполномоченный орган уже направлены предложения к бюджетной заявке, в том числе по новым предлагаемым мерам поддержки.