Финский метод: как Nokia испытывает инновации на собственных фабриках

Михаил Нам: "Элементы Индустрии 4.0 нужно внедрять на всех этапах производства".

В Казахстане сейчас, можно сказать, наступила эпидемия под названием "Индустрия 4.0". И это неслучайно – бизнес и государство солидарны, что в экономике нужно повышать производительность труда. Как показывает мировая практика, быстрее и эффективнее ее можно наращивать через внедрение инноваций.

На научно-практической конференции КИРИ в Астане директор "NOKIA Казахстан" Михаил Нам поделился опытом, как индустриальный гигант из Финляндии разрабатывает и внедряет инновации. Корреспондент Today.kz внимательно следил за презентацией и записал самое важное.

Свое начало история компании Nokia берет в 1865 году, когда на берегу реки Nokianvirta была основана бумажная фабрика.

"А сейчас Nokia – большая фабрика инноваций, которая прошла путь с Индустрии 1.0 и до 4.0. Почему мы занимаемся индустриализацией? Это просто: рынок цифровых технологий очень конкурентный, и если мы не будем повышать свою эффективность, то очень быстро станем неконкурентоспособными", - начал Нам.

Испытать на себе

Внутри компании есть специальная дорожная карта, по которой повышают производительность на предприятиях Nokia.

"Мы внедряем инновации не только через продвижение своей продукции на рынках, но и сами внедряем разработки на своих предприятиях. Несмотря на то, что мы сейчас больше занимаемся "умными" сервисами и программным обеспечением, тем не менее, нам приходится производить оборудование. То есть это физическая фабрика, которая производит из сырья, компонентов готовую продукцию. И на этом производстве мы испытываем инновации, которые мы потом предлагаем клиентам внедрять у себя", - отметил Михаил Нам.

По его словам, главный принцип заключается в том, что инновации должны внедряться на всей производственной цепочке – от поставки сырья до отслеживания поступления товара к клиентам.

Нам привел несколько примеров конкретных технологий, которые помогли повысить производительность труда.

По его словам, одним из важнейших элементов стала беспроводная цифровая инфраструктура.

"Внедрив собственную сеть LTE на нашей фабрике, мы избавились от 90 километров кабеля. Сеть находится в режиме теста. Но не потому, что она не работает, а из-за законодательных сложностей и системных барьеров в части регулирования частотного спектра. Мы не можем сказать, что это коммерческая сеть предприятия, этот в Казахстане вопрос требует решения", - сообщил спикер.

Следующим элементом Индустрии 4.0 в Nokia стало автоматизированное движение – на фабриках компании существует средство передвижения, которое не управляется людьми.

"Управляет программа. И есть возможность отслеживать, где это средство передвижения находится через веб-портал. Внедрение этой технологии позволило нам сэкономить восемь человеко-мест. Данную работу раньше выполняли люди – они развозили запчасти, компоненты между производственными линиями. Теперь это автоматизировано", - отметил представитель компании.

"Умные" решения для работников

Уже после появления цифровой инфраструктуры стал возможным запуск "умных" сервисов – это так называемый "интернет вещей".

"Для нас это сделать просто – не нужно делать инвестиции в software-компании, силами наших инженеров мы можем создавать мобильные приложения. В данном случае хотелось бы отметить решение "умные часы". У всех технических инженеров в цеху есть smart-часы. Если на линии происходит сбой, то система автоматически определяет ближайшего компетентного инженера, который отправляется устранять неисправность. Внедрив такую технологию, мы снизили время простоя на 15-20 процентов", - добавил Михаил Нам.

Еще одна технология – "умная каска".

"Nokia создает решения по цифровой медицине. На наших фабриках в каски работников вмонтированы датчики, которые отслеживают уровень усталости. И через веб-портал руководитель видит, какое состояние у каждого отдельного работника. Так мы снижаем производственные риски именно для персонала", - сказал спикер.

Каков результат внедрения инноваций?

По словам Нама, инновации на фабриках внедряются постоянно. И экономический результат от них вполне осязаем.

Во-первых, выросло качество производимой продукции.

"Наибольшее количество проблем с оборудованием происходит в момент пайки. Так вот у нас есть показатель – количество ошибок на число паечных процедур. После внедрения всех элементов Индустрии 4.0 показатели брака стали намного ниже целевых. А это поможет сэкономить средства на повторном ремонте и перепроизводстве", - отметил представитель Nokia.

Один из важнейших показателей производительности – количество оборудования, которое производит один сотрудник фабрики. После внедрения элементов Индустрии 4.0 производительность начала расти с ускорением.

"В начале это был процент, потом три-четыре процента, а в этом году мы можем показать порядка 15 процентов роста. И это не предел", - подчеркнул Михаил Нам.

Третьим существенным результатом стало высвобождение денег на внедрение новых инноваций. То есть новые технологии создают условия для использования других технологий.

"Что мы наблюдаем: повышается производительность, компания начинает экономить деньги или больше их зарабатывать. С этих средств происходят инвестиции в другие идеи. То есть создается цикл положительной связи. Чем больше мы внедряем инновации, тем больше денег появляется, чтобы внедрять инновации. И их постоянно становится больше", - подытожил директор "NOKIA Казахстан".

Ранее о важности внедрения новых технологий рассказал эксперт Boston Consulting Group Александр Тюрпиц. По его словам, инновации становятся "новой нефтью", которую нужно использовать Казахстану.

Источник: http://today.kz/news/progress/2017-09-20/750601-finskij-metod-kak-nokia-ispyityivaet-innovatsii-na-sobstvennyih-fabrikah/