Налоговое бремя для МСБ: увеличить нельзя отменить?

Налоговое бремя для МСБ: увеличить нельзя отменить?

В Almaty Management University состоялось заседание финансового клуба на злободневную тему формирования налогов для МСБ и возможного роста фискальной нагрузки.

Спор экспертного сообщества свелся в основном к тому, стоит ли в Казахстане повышать налоговую нагрузку на малый и средний бизнес и нужно ли заменять НДС  налогом с продаж. 

 Экономист Данияр Куаншалиев отметил, что, несмотря на то, что в РК очень большое количество зарегистрированных субъектов МСБ и существует множество методологий по их классификации, в целом все сводится к тому, что МСБ – это небольшие компании, численность сотрудников в которых не превышает 250 человек.

 «В Казахстане, если следовать  этой классификации, около полутора миллионов субъектов МСБ, из которых активны 1 286 000. То есть 250 тысяч  просто пустышки, их фактически не существует. Кроме того, МСБ делятся на три основные группы: маленькие компании, средние и самозанятые, так называемые ИП. Так вот, маленькие и средние компании, ТОО, составляют всего 14% от всего количества МСБ, большая часть – 72%  – это ИП. Остальные 14%  – фермеры», – подчеркнул г-н Куаншалиев.

Кроме того, значительная часть МСБ не работает, многие из них генерируют лишь незначительную прибыль, сказал эксперт.

 «Средний ИП в 2015 году сгенерировал всего 1,6 млн тенге выручки. То есть можно смело говорить, что большая часть из них  это мертвый груз, неработающие компании. В 2016 году доля МСБ в ВВП была всего 24,9%, а доля работников, задействованных в МСБ, в структуре всего экономически активного населения составила 32%. В среднем по миру эти показатели составляют 49 и 63% соответственно», – подчеркнул г-н Куаншалиев.

По его словам, в таких условиях повышать налоговую нагрузку на МСБ нельзя. Стоит также учитывать, что большая часть МСБ  это даже не малый, а микробизнес, потому что имеет оборот менее двух миллионов тенге в год.

 Не выплескивайте с водой ребенка

 Директор Палаты предпринимателей Алматы  Юрий Тлеумуратов  отметил, что южная столица в плане развития МСБ стоит особняком среди других городов и регионов. Он сказал, что  Президент ставил задачу удвоить вклад МСБ в валовой  региональный продукт к 2030 году и эта задача успешно выполнена.

 «В Алматы эту задачу уже выполнили,  у нас удельный вес доходов от МСБ в ВРП (внутренний региональный продукт) составляет 3536%, по занятости 6 из 10 трудоспособных алматинцев работают в МСБ», – сказал г-н Тлеумуратов. 

 Представитель НПП подчеркнул, что он бы не расценивал малый бизнес как источник пополнения бюджета. По его словам, МСБ несет две основные функции: обеспечение занятости населения и социальная функция. Пусть у ИП доход всего полтора миллиона, но он эти полтора миллиона зарабатывает сам и не просит ничего у государства. Он с них еще 23% налогов заплатит – в зависимости от своего налогового режима, подчеркнул Юрий Тлеумуратов.

 Он считает, что причина роста налоговых поступлений в том, что 36% экономики города  – это малый бизнес, который в кризис легче адаптируется и перепрофилируется.

 Однако,  по словам доктора делового администрирования и доцента AlmaU Ерлана Ибрагима, причина, скорее, в том, что произошла девальвация на 80%, соответственно, она повлекла инфляцию и рост цен в тенге на большую часть продуктов и услуг. Отсюда и рост доходов бизнеса в тенговом выражении, и повышение налоговых отчислений.

 «Конечно, инфляционные моменты играют роль, продукты и услуги подорожали, но не на 43%»,  –  возразил г-н Тлеумуратов. Он считает, что в структуре МСБ Алматы средние компании составляют 45%, крупные – 0,5%, остальные  ИП.

 «У НДС много минусов, но есть и плюсы. Сейчас готовится Объединенный налоговотаможенный кодекс, к маю 2017 мы должны уже определиться, с чем останемся: НДС или с налогом с продаж. В  2017 году будет еще НДС»,  – заметил он.

 Говоря о своих предпочтениях в выборе НДС  или налога с продаж, г-н  Тлеумуратов сказал, что если последний будет взиматься только в конечном пункте назначения в размере 3%,  это выгодно предприятию. Если в размере 5%,  то девяти из десяти субъектов бизнеса уже невыгодно. Одни из десяти, которым это выгодно,  точки бытового обслуживания, общественного питания. Промышленным предприятиям, производителям  это невыгодно однозначно, считает он.

 Эксперт также напомнил, что с 1 июля  2017 года предприятия начнут отчислять платежи в ФОМС.

 «Мы отодвинули эти платежи до 1 июля, они составят 5% от фонда оплаты труда. Но это все социальные выплаты, которые нельзя назвать налоговой нагрузкой. В целом же если наш проект  будет принят, то могу пообещать, что налоговая нагрузка в 2017 году на МСБ не увеличится», – сказал Юрий Тлеумуратов.

 Посмотреть по сторонам

 Генеральный директор консалтинговой компании Pride Investments Алибек Аллияров предложил ввести для МСБ налог по нулевой ставке. Он считает, что лучше отменить все налоги  для МСБ, так как на дворе кризис и доля среднего бизнеса в МСБ очень маленькая. Причем он сосредоточен в основном на обслуживании населения.  Главная проблема МСБ в Казахстане, по его словам, в очень сложной налоговой системе, из-за чего предпринимателям приходится отдавать бухгалтерию на аутсорсинг, а это приводит к повышению издержек.

 «В Новой Зеландии, например, Налоговый кодекс до того простой, что каждый предприниматель может пойти и сдать свою налоговую декларацию сам, и это действенно. Мы видим, что Новая Зеландия в отчете Doing Business  на одном из первых мест. В случае, если нагрузка все же будет увеличена, МСБ все больше станет уходить в теневые схемы, серый бизнес», – убежден он.

 Усовершенствовать, но не ухудшать

 Ерлан Ибрагим считает, что государство сейчас не пойдет на такие меры поддержки МСБ, как отмена налогов.

 «Мы упустили момент, когда нефть выросла с 20 до 150 долларов, тогда можно было отменить налоги для МСБ и получить своего рода «подушку безопасности». Возьмем пример ОАЭ – я интересовался у предпринимателей: как они платят налоги, как ведут бухгалтерию? Оказалось, что они ведут тетрадь не для контролирующих органов, а чисто для себя, чтобы понимать, что происходит. То есть там нет необходимости вести налоговый учет, держать высокооплачиваемого бухгалтера. Тем самым создаются условия, когда бизнес развивается очень стремительно. Страна, которая 40 лет жила в кибитках, сейчас настолько развилась», – сказал Ерлан Ибрагим.

По словам спикера, предложение о введении налога с продаж может быть интересным, потому что в части уплаты НДС проблем достаточно много.

 «Я консультирую компании, и те из них, кто платит НДС, пытаются показать и увеличить свои расходы, чтобы снизить налоги, которые они платят. Самая страшная статья для предпринимателей – это за лжепредпринимательство. И мы своими нынешними действиями невольно подталкиваем бизнес к обращению в фиктивные компании, для того чтобы повысить свои расходы», – сказал эксперт.

 Директор оценочной компании KBS Group Максат Акатаев подчеркнул, что половина субъектов МСБ не работает или работает плохо. Причины последствия модной волны, когда было престижно заниматься предпринимательством, и стремление уходить от налогов – это два фактора, которые раздувают статистику роста малых и средних предприятий. Он сказал, что если сравнивать с другими странами, то в Казахстане очень даже хорошие налоговые условия для бизнеса и их нужно лишь усовершенствовать, а не полностью переформатировать и ухудшить.

Ссылка на сайт: https://liter.kz/ru/articles/show/26046-nalogovoe_bremya_dlya_msb_uvelichit_nelzya_otmenit_