Автомобиль – очень сложный механизм, если двигатель – это сердце железного коня, то аккумулятор – это его кардиостимулятор. Такие «кардиосимуляторы» изготавливают на юго-востоке страны, в Тал
Корреспондент BNews.kz отправился в Алматинскую область, на предприятие полного цикла «Кайнар-АКБ», чтобы посмотреть, как производят автомобильные аккумуляторы.
Талдыкорган аккумуляторный
Талдыкорган издавна является родиной казахстанских аккумуляторов, завод был построен в далеком 1970 году, еще одно наследие Союза, через пять лет предприятие выпустило первую аккумуляторную батарею «6СТ-75ЭМ». Талдыкорганцы стали одним из пяти производителей свинцовых аккумуляторов во всем Союзе.
Технический директор предприятия – Алексей Чеусов, рассказывает, что изначально завод специализировался на производстве аккумуляторов для грузовиков КамАЗ и сельскохозяйственной техники, но сейчас выпускают аккумуляторы для легковых автомобилей, а также для нужд Министерства обороны Казахстана.
«Сейчас «Кайнар-АКБ» осуществляет на своей базе полный замкнутый цикл производства. На завод приходит сырье, из которого изготавливаются аккумуляторы, готовые к работе. Мы не закупаем комплектующие у сторонних поставщиков. Также не так давно начали перерабатывать старые аккумуляторы – за счет этого снижается негативное воздействие на окружающую среду. Где-то 90% конструкции отработавшего аккумулятора мы перерабатываем, а старую пластмассу, из которой состоит корпус, мы отдаем на другие заводы, где из них делают трубы и прочие изделия», - сказал технический директор предприятия Алексей Чеусов.
Талдыкорганцы экспортируют свой продукт в страны СНГ, Европы и Азии. В России казахстанский бренд весьма востребован и делит первое место по спросу среди потребителей с корейскими аналогами. Доказательством успешного экспорта служит поставка 500 аккумуляторов в африканский Бенин.
«На российском рынке среди зарубежных поставщиков мы делим первые места с Кореей. Цена и качество соответствуют запросам потребителя – продукт обеспечивает характеристики, которые нужны как новым, так и подержанным автомобилям. Что касается внутреннего рынка, мы его тоже обеспечиваем – около половины казахстанских автомобилистов пользуются нашими аккумуляторами», - подытожил техдиректор «Кайнар-АКБ».
Производство аккумуляторов
С процессом изготовления аккумуляторов нас знакомил старожил предприятия, директор по развитию производственной системы и качества Олег Кабанов.
Процесс производства начинается с заготовки деталей аккумулятора, каждая составляющая аккумулятора делается на заводе. Колпачки, крышки, корпуса – все местного разлива, гранулированный пластик в итальянских аппаратах превращается в нужную деталь с точностью до миллиметра и нужного для дистрибьютора цвета.
Для зарядки собранных аккумуляторов используют электролитные ванны, в которые заливается электролит плотностью 2124. Зарядка аккумуляторов для легкового автомобиля занимает 12 часов, а для грузовиков 18 часов.
Производители предоставляют гарантия на аккумуляторы сроком на 1,5 года, однако производители утверждают, что аккумулятор способен «без проблем» прослужит 5-6 лет.
За 2016 год талдыкорганцы произвели 2 млн аккумуляторов, а в этом году планируют достичь производства 3 млн автомобильных батарей.
«Каждый год спрос на наш продукт растет, мы порой не покрываем все потребности потребителей. Сейчас спрос больше, чем мы можем изготовить. Сейчас мы выпускаем аккумуляторы на легковые и грузовые автомобили, тракторы и танки. Мы можем производить и аккумуляторы, которые будут поддерживать электричество в доме в течение нескольких часов при отключениях, но спроса на них нет», - подытожил Олег Кабанов.
Грант от НАТР
За счет качественного продукта, «Кайнар-АКБ» сумел достичь признания, которое дала импульс на больший объем, с которым предприятие не могло справиться и в 2013-2014 годах за счет грантов от Национального агентства по технологическому развитию приобрело недостающие технологий для производства.
В 2013 году НАТР предоставил предприятию два инновационных гранта на приобретение технологий по сборке аккумуляторов. Общая стоимость приобретенного оборудования составила 488 млн тенге, половину суммы государство выплатило через НАТР. Грант выдавался на безвозмездной основе. Главным условием было приобретение инновационных технологий и нового оборудования.
Талдыкорганцы освоили сборку необслуживаемых аккумуляторных батарей нового поколения с улучшенными техническими характеристиками, а также приобрели инновационную технологию по литью и экспандированию ленты для выпуска необслуживаемых аккумуляторов.
«Мы выпускаем два типа аккумуляторов, которые не требуют дополнительного обслуживания. Первый вид – это «азиатская» группа. Такие батареи закрываются дуплексной крышкой, из-за чего испарение электролита не происходит – он возвращается обратно в аккумулятор. Второй тип – класс «Премиум». Особенность этого аккумулятора в том, что там, помимо обычной крышки, есть еще и лабиринтная. Потребителю просто ничего не нужно делать: если вовремя подзаряжать, уже не нужно следить за выводом электролита», - отметил Олег Кабанов.
Предприятие «Кайнар-АКБ» является функционирующим примером правильного развития бизнеса. За счет инновационного подхода к производству из советского наследия завод превратился в локомотив экспортной промышленности настоящего. Продукт Талдыкорганского аккумуляторного завода «Кайнар-АКБ» является примером наладки производства полного цикла в стране, что является еще одним прямым доказательством, что в стране возможна не только «отверточная» сборка, но и полноценное производство.