Локализация нефтегазового оборудования в РК
Нефтегазовая отрасль в Казахстане является основным источником пополнения государственного бюджета. Понимание необходимости перехода экономики, зависимой от цен на сырье к инновационной, а также высокая доля импортных закупок в нефтегазовых проектах еще с 1994 года, поспособствовала реализации первых шагов к локализации нефтегазового оборудования.
В целях поддержки производителей отечественных товаров, работ и услуг были приняты ряд Постановлений Правительства РК «О реализации мер по поддержке отечественных товаропроизводителей» - 1998г., «О мерах по усилению государственной поддержки отечественных производителей» - 2002г., План по созданию и развитию пилотного клна астера «Нефтегазовое машиностроение» - 2005г. Также с 1998 года на ежегодной основе разрабатывалась Программа по освоению производства новых видов нефтегазового оборудования на заводах РК, в том числе в рамках «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы» и т.д.
В результате на машиностроительных заводах республики освоено производство широкой номенклатуры наименований нефтегазового оборудования, техники и материалов, которые ранее не производились в Казахстане. График демонстрирует рост производства нефтегазового оборудования в РК.
Объем производства нефтегазового машиностроения за 2000-2018 гг. в РК, млрд тенге. (Товарные позиции взяты из Государственной программы индустриально-инновационного развития РК)
Источник: КС МНЭ РК
Далее, Постановлением Правительства РК в 2010 г. была утверждена Программа по развитию местного содержания в Республике Казахстан на 2010-2014 годы. В ходе реализации программы Министерством энергетики в сотрудничестве с национальной компанией «КазМунайГаз» и тремя крупными операторами, занимающими значительную долю в закупках нефтегазовых компаний – Тенгизшевройл (ТШО), Карачаганак Петролиум Оперейтинг (КПО) и North Caspian Operating Company (NCOC), в 2012 году была подписана Актауская декларация.
В рамках проведенных работ был сформирован список продукции перспективной для локализации в РК, подписаны меморандумы о взаимопонимании и намерениях. Совместные действия данных операторов должны были увеличить долю местного содержания в товарах, работах и услугах, а также оказать содействие на развитие рынка казахстанского производства оборудования за счет локализации товаров. В результате в 2016 году был запущен проект Tenaris Global Services - завод по нарезке трубных соединений премиум-класса, остальные совместные предприятия были преимущественно по проектированию, ремонту и обслуживанию.
На сегодняшний день отечественные предприятия имеют потенциал для насыщения внутреннего рынка конкурентоспособной продукцией, однако доля казахстанского содержания в закупках нефтегазовых компаний все еще остается на низком уровне.
Согласно статистике за последние четыре года крупные операторы (КПО, ТШО и НКОК) в закупках нефтегазовых компаний имеют значительную долю, в среднем около 50%. В 2018 году закуп продукции нефтегазового машиностроения недропользователями составил 160,2 млрд тенге, в том числе тремя крупными операторами (ТШО, НКОК, КПО) 100,4 млрд тенге (63%). При этом доля местного содержания в закупках недропользователей составила 11%, трех операторов 9%.
Общие показатели закупа продукции нефтегазового машиностроения недропользователями за 2015-2018 гг, млрд тенге
Источник: АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry»
Общие показатели закупа продукции нефтегазового машиностроения 3-х крупных операторов за 2015-2018 гг., млрд тенге
Источник: АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndustry»
В текущем году в соответствии с протоколом №11 от 26.03.2019г. под председательством Премьер-Министр РК Мамина А.У. были возобновлены работы по развитию местного содержания в части товаров в нефтегазовом секторе. По аналогичной схеме были подписаны меморандумы с тремя операторами, сформирован список наиболее импортируемой и перспективной продукции для локализации. До конца текущего года операторы представят планы по увеличению содержания местной продукции, а также с 2020 года публиковать планы закупок на официальных ресурсах.
По итогам проведенных мероприятий операторы должны придать дополнительный стимул отечественным предприятиям в определении перспективных сфер освоения новых производств и локализации производства товаров в соответствии с международными стандартами, что на этот раз все-таки должно увеличить долю местного содержания в нефтегазовых проектах. Конечно же существуют проблемы к достижению необходимого и вполне возможного уровня локализации, и всегда найдется выход. Далее рассмотрим два значимых барьера. В отношении остальных незначительных проблем также ведутся работы и устраняются недостатки.
1) Дорогостоящие процедуры сертификации на соответствие международным стандартам API, ASME и др. Многие отечественные предприятия готовы пройти, однако не рискуют, так как показала практика, сертификат не является гарантом реализации продукции крупным операторам.
Местным производствам необходима гарантия закупа продукции при прохождении сертификации. Оптимальным вариантом в данном случае является механизм «ранних тендеров», который должен позволить иметь гарантию закупа и время на прохождение сертификации и производства продукции.
Помимо реализуемых мер поддержки, с 2020 года АО «Казахстанский центр индустрии и экспорт «QazIndustry» с Euroconsultants S.A. запустят проект по повышению конкурентоспособности малых и средних предприятий, в частности предусматривается возмещение затрат на международную сертификацию (от 70% от суммы сертификатов) - 3 млн долларов США, что тоже должно дать импульс предприятиям .
2) Низкая кооперация или не достаточное желание сотрудничать с местными компаниями и локализовывать продукцию, которая может оказаться дешевле импортной. Возможно, причина кроится в Соглашении о разделе продукции (СРП), заключенного с тремя операторами (КПО, ТШО, NСОС), а если быть точнее, то в самом механизме, который в последние годы активно критикуется общественностью в тех странах, где он применяется. Суть механизма состоит в том, что большую часть сырья забирает инвестор до полного возвращения затраченных на разработку средств, после возмещения пропорции меняются в пользу государства. При отсутствии эффективного контроля со стороны государства у инвестора велик соблазн «раздуть» свои затраты, ведь чем больше он потратит, тем больше потом заберет нефти, что возможно и является стимулом приобретения дорогой импортной продукции по завышенным ценам, нежели казахстанской.
В мировой практике имеются случаи пересмотра условий СРП в связи с теми или иными обстоятельствами. В России СРП регулируются федеральным законом. В РК же СРП не регулируются законами, а работают лишь в соответствии с контрактом. В данном случае необходимо детальное изучение данного вопроса, возможно даже пересмотр некоторых пунктов СРП контрактов, в целях исключения барьеров, противостоящих реализации государственной политики и развитию нефтегазового машиностроения.