МВФ о темпах экономического роста в странах Кавказа и ЦА
Шесть вещей, которые следует знать о перспективах экономического развития в странах Кавказа и Центральной Азии
Хуан Тревиньо и Нил Хики
10 мая 2017 г.
Ожидается, что темпы экономического роста в странах Кавказа и Центральной Азии повысятся до 3,1 процента в 2017 году по сравнению с 2,4 процента в 2016 в связи с улучшением внешних условий — ускорением роста в России, улучшением перспектив Китая и частичным восстановлением цен на биржевые товары, — говорится в последнем прогнозе МВФ по развитию региональной экономики.
Но для того чтобы вернуться к темпам роста прошлого десятилетия региону необходимо приступить к коренным реформам, направленным на укрепление экономической устойчивости и снижение зависимости от экспорта биржевых товаров и денежных переводов.
В докладе МВФ «Перспективы развития региональной экономики: Ближний Восток и Центральная Азия» , официально представленном 2 мая в Дубае и 4 мая в Алматы, отмечаются шесть тезисов, которые следует знать о текущих перспективах роста в регионе и мерах политики для их укрепления.
1. Темпы роста в регионе в 2017 году должны повыситься в связи с улучшением внешних факторов. После разочаровывающего экономического роста в 2016 году ожидается повышение темпов роста до 3,1 процента в 2017 году и 4,1 процента в 2018 году (см. таблицу). Это в основном объясняется ускорением роста в России, улучшением перспектив в Китае и частичным восстановлением цен на биржевые товары.
2. Бюджетная поддержка и корректировка обменных курсов помогли частично смягчить последствия внешних шоков. Повышение государственных расходов обеспечивало столь необходимую поддержку внутреннему спросу. В то же время снижение валютных курсов (и, в целом ряде случаев, увеличение их гибкости) частично компенсировало бюджетные и внешние потери, вызванные снижением цен на биржевые товары и замедлением притока денежных переводов. Снижение курсов помогало поддерживать уровни внешних и бюджетных доходов в национальных валютах и делало цены на экспорт несколько более привлекательными.
3. Но в результате этих действий регион стал более уязвимым ввиду более высоких уровней дефицита и долга. При пониженном уровне бюджетных доходов увеличение государственных расходов привело к более высоким бюджетным дефицитам, особенно среди стран — импортеров нефти, таких как Кыргызская Республика, что фактически уменьшило возможности использования экономической политики для преодоления будущих шоков. Государственный долг, хотя все еще низок по международным меркам, возрос во многих странах, и в течение следующих нескольких лет ожидается дальнейшее накопление долга. Ослабление курсов валют также играет важную роль — почти половина прироста государственного долга с 2014 года была результатом изменений в стоимостной оценке, поскольку большая доля государственного долга номинирована в иностранной валюте.
4. Необходима бюджетная консолидация, которая должна включать меры в отношении как расходов, так и доходов. Страны предприняли шаги по сокращению государственных инвестиций, которые в некоторых случаях отражают обоснованные меры по свертыванию вложений после бумов инвестиций, которые практически не обеспечили повышения производительности или темпов роста. В более общем плане, странам необходимо повысить эффективность государственных расходов и сохранить важнейшие социальные расходы, которые защищают наиболее уязвимые группы населения. Странам необходимо также найти новые источники доходов, которые уменьшили бы их зависимость от биржевых товаров.
5. Слабые места финансового сектора требуют безотлагательных действий по его восстановлению. Замедление роста экономики в сочетании со снижением обменных курсов серьезно влияет на сильно долларизованные финансовые сектора. За немногими исключениями реструктурированные и просроченные кредиты увеличились, в то время как стоимость заимствования в иностранной валюте росла, кредит сокращался, а банки теряли резервы, созданные для защиты в трудный период. Для решения этих проблем финансового сектора критически важно выявить безнадежные кредиты и определить потребности в капитале, а также оказать поддержку проблемным банкам (на строгих условиях). Кроме того, ликвидацию проблемных активов и открытость для свежего капитала следует обеспечить на основе прозрачности и таким образом, чтобы содействовать конкуренции. Следует укрепить основы антикризисного управления и урегулирования банков и в полной мере обеспечить применение нормативно-правовых положений.
6. Структурные реформы как никогда важны для поддержания более высоких темпов роста. В среднесрочной перспективе предполагается, что рост будет оставаться ниже средних значений за прошлые периоды, что объясняется все еще относительно ограниченными внешними перспективами и помехами росту внутри стран — слабыми финансовыми секторами, низким уровнем диверсификации и неэффективной деловой средой. Реформы, направленные на диверсификацию экономики со снижением доли нефти и других биржевых товаров, а также на уменьшение зависимости от денежных переводов (например, «100 конкретных шагов» в Казахстане и План реформ из четырех пунктов в Грузии), помогут странам достичь этой цели и повысить при этом устойчивость к внешним шокам. В связи с улучшением внешних условий есть риск, что такие реформы могут быть отсрочены. Это может стать препятствием для дальнейшего повышения уровня жизни в регионе.
Quote in context box: «Потоки капитала и инвестиций могут быть источником жизненной силы экономики, поэтому важно, чтобы страны КЦА сделали решительные шаги по устранению слабых мест в своих финансовых секторах», — заявил директор Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ Джихад Азур.