Проблемные вопросы системообразующих промышленных предприятий Евразийского экономического союза

Проблемные вопросы системообразующих промышленных предприятий Евразийского экономического союза

Одним из Основных направлений промышленного сотрудничества Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (ОНПС) является мониторинг системообразующих промышленных предприятий государств-членов для выявления барьеров в сотрудничестве и развитии промышленных предприятий государств-членов.

Во исполнение данного положения ОНПС в 2017 году Казахстанский институтом развития индустрии совместно с Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Российской Федерации и Институтом экономики Национальной академии наук Республики Беларусь, провел опрос системообразующих промышленных предприятий ЕАЭС на предмет наличия барьеров в торгово-экономическом сотрудничестве на общем рынке. Анализ ответов опрошенных предприятий проводился в отношении 708 опрошенных предприятий государств-членов ЕАЭС.

В результате опроса на общем рынке ЕАЭС предприятиями государств-членов были выделены следующие барьеры: высокая конкуренция (49,5%); отсутствие информации о внешних рынках и потенциальных партнерах (24,7%); ограничение конкуренции (18,4%); технические барьеры (13,2%); сложное финансовое регулирование (10,2%); административные ограничения (8,8%); санитарные и фитосанитарные требования (6,5%); таможенные и другие формальности (6,1%); правила определения страны происхождения товаров (3,1%); антидемпинговые пошлины и расследования (2,6%); защита прав интеллектуальной собственности (2,2%) (рис.1).

В оценках препятствия в виде высокой конкуренции имеются значительные межстрановые различия. Наибольшее давление конкуренции отмечают Беларусь (76,8%), Казахстан (65,8%), наименьшее – Россия (30,0%). При этом предприятия Армении, Беларуси, Казахстана указали, что высокая конкуренция больше всего отмечается на российском рынке.

Рисунок 1 – Доля промышленных предприятий, указавших наличие барьеров

на общем рынке ЕАЭС (в скобках указано количество опрошенных предприятий)

 

Безусловно, в рамках ЕАЭС Россия представляет наиболее емкий и привлекательный рынок для предприятий других государств-членов, что обуславливает стремление белорусских, казахстанских, армянских и киргизских производителей присутствовать именно на российском рынке. Конкурентные преимущества российским товарам дополнительно обеспечивают искусственные барьеры в виде дополнительных требований к продукции зарубежных поставщиков, которые не применяются к продукции национальных производителей, ограниченного доступа к порталу государственных закупок и торговым площадкам (включая сложности с получением электронно-цифровой подписи).

В целом игроками рынка ЕАЭС практикуется применение препонов для ограничения конкуренции иностранных поставщиков в форме отраслевых программ развития или импортозамещения, разработанных и реализуемых без учета интересов производителей ЕАЭС; регулирования цен на импортную продукцию; требований по содержанию местных комплектующих; ограничений доступа или дополнительных условий участия в государственных закупках.

Также высокими оказались оценки недостатка информации о внешних рынках и потенциальных партнерах за рубежом, с которым сталкивается почти четверть промышленных предприятий Армении, Беларуси, Казахстана. Низкие, порядка 10%, оценки российских предприятий обусловлены наличием в структурах многих компаний специализированных отделов по внешнеэкономической деятельности, обеспечивающих информацией, функционированием в государствах-членах ЕАЭС постоянных представительств (филиалов, сбытовых структур).

Наличие технических барьеров на общем рынке ЕАЭС отметило 13,2% опрошенных предприятий. При этом чаще жалобы предприятий были направлены в адрес России: наличие технических барьеров на ее рынке отметило 15% опрошенных предприятий. Оценки в отношении остальных государств-членов в целом по ЕАЭС примерно вдвое ниже – 6-7%.

В качестве технических барьеров выступают в первую очередь различия технических регламентов ЕАЭС от национальных, в том числе: необходимость дополнительной сертификации продукции в стране-импортере при наличии национальных сертификатов; дополнительные требования государств-членов по маркировке и упаковке продукции и др.

Сложности с финансовым регулированием на рынках государств-членов ЕАЭС варьируется в пределах 8-12% опрошенных предприятий всех стран. В основном нарекания предприятий вызывают механизмы валютного контроля в государствах-членах, чаще в России и Беларуси, которые выражаются в виде избыточного количества документов и процедур. Кроме того, отдельными компаниями отмечаются: ограничения на объем денежных переводов (в Беларуси); практика проведения государственных закупок исключительно в национальных валютах при отсутствии возможности открытия счетов в национальных банках в соответствующих валютах (в Беларуси и Киргизии) и другие.

Сложнее представляется задача по устранению нетарифных барьеров, которое потребует, в том числе обеспечения равного доступа компаний и предприятий ЕАЭС к государственным закупкам государств-членов; унификации требований к продукции поставщиков из государств-членов ЕАЭС с требованиями к национальным производителям и поставщикам; снижения требований по содержанию местных комплектующих в отношении комплектующих из государств-членов ЕАЭС и др.

В этой связи, следует работать над повышением потребительских свойств продукции в соответствии с международной системой оценки качества; проводить последовательную политику технологической модернизации на базе инноваций, в том числе цифровых, как в сфере производства, так и управления; а также развивать человеческий капитал; предприятиям самостоятельно развивать маркетинговые исследования и в этих целях формировать соответствующие службы и т.д.

Подобный взаимный обмен информацией и опытом мог бы способствовать не только распространению лучших практик регулирования в рамках общего рынка ЕАЭС, но и выравниванию условий для сотрудничества промышленных предприятий государств-членов, и как следствие, дальнейшему развитию экономической интеграции.

Основные направления промышленного сотрудничества утверждены Решением №9 Евразийского межправительственного Совета от 8 сентября 2015 года