Проблемные вопросы системообразующих промышленных предприятий Евразийского экономического союза
Одним из Основных направлений промышленного сотрудничества Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (ОНПС) является мониторинг системообразующих промышленных предприятий государств-членов для выявления барьеров в сотрудничестве и развитии промышленных предприятий государств-членов.
Во исполнение данного положения ОНПС в 2017 году Казахстанский институтом развития индустрии совместно с Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Российской Федерации и Институтом экономики Национальной академии наук Республики Беларусь, провел опрос системообразующих промышленных предприятий ЕАЭС на предмет наличия барьеров в торгово-экономическом сотрудничестве на общем рынке. Анализ ответов опрошенных предприятий проводился в отношении 708 опрошенных предприятий государств-членов ЕАЭС.
В результате опроса на общем рынке ЕАЭС предприятиями государств-членов были выделены следующие барьеры: высокая конкуренция (49,5%); отсутствие информации о внешних рынках и потенциальных партнерах (24,7%); ограничение конкуренции (18,4%); технические барьеры (13,2%); сложное финансовое регулирование (10,2%); административные ограничения (8,8%); санитарные и фитосанитарные требования (6,5%); таможенные и другие формальности (6,1%); правила определения страны происхождения товаров (3,1%); антидемпинговые пошлины и расследования (2,6%); защита прав интеллектуальной собственности (2,2%) (рис.1).
В оценках препятствия в виде высокой конкуренции имеются значительные межстрановые различия. Наибольшее давление конкуренции отмечают Беларусь (76,8%), Казахстан (65,8%), наименьшее – Россия (30,0%). При этом предприятия Армении, Беларуси, Казахстана указали, что высокая конкуренция больше всего отмечается на российском рынке.
Рисунок 1 – Доля промышленных предприятий, указавших наличие барьеров
на общем рынке ЕАЭС (в скобках указано количество опрошенных предприятий)
Безусловно, в рамках ЕАЭС Россия представляет наиболее емкий и привлекательный рынок для предприятий других государств-членов, что обуславливает стремление белорусских, казахстанских, армянских и киргизских производителей присутствовать именно на российском рынке. Конкурентные преимущества российским товарам дополнительно обеспечивают искусственные барьеры в виде дополнительных требований к продукции зарубежных поставщиков, которые не применяются к продукции национальных производителей, ограниченного доступа к порталу государственных закупок и торговым площадкам (включая сложности с получением электронно-цифровой подписи).
В целом игроками рынка ЕАЭС практикуется применение препонов для ограничения конкуренции иностранных поставщиков в форме отраслевых программ развития или импортозамещения, разработанных и реализуемых без учета интересов производителей ЕАЭС; регулирования цен на импортную продукцию; требований по содержанию местных комплектующих; ограничений доступа или дополнительных условий участия в государственных закупках.
Также высокими оказались оценки недостатка информации о внешних рынках и потенциальных партнерах за рубежом, с которым сталкивается почти четверть промышленных предприятий Армении, Беларуси, Казахстана. Низкие, порядка 10%, оценки российских предприятий обусловлены наличием в структурах многих компаний специализированных отделов по внешнеэкономической деятельности, обеспечивающих информацией, функционированием в государствах-членах ЕАЭС постоянных представительств (филиалов, сбытовых структур).
Наличие технических барьеров на общем рынке ЕАЭС отметило 13,2% опрошенных предприятий. При этом чаще жалобы предприятий были направлены в адрес России: наличие технических барьеров на ее рынке отметило 15% опрошенных предприятий. Оценки в отношении остальных государств-членов в целом по ЕАЭС примерно вдвое ниже – 6-7%.
В качестве технических барьеров выступают в первую очередь различия технических регламентов ЕАЭС от национальных, в том числе: необходимость дополнительной сертификации продукции в стране-импортере при наличии национальных сертификатов; дополнительные требования государств-членов по маркировке и упаковке продукции и др.
Сложности с финансовым регулированием на рынках государств-членов ЕАЭС варьируется в пределах 8-12% опрошенных предприятий всех стран. В основном нарекания предприятий вызывают механизмы валютного контроля в государствах-членах, чаще в России и Беларуси, которые выражаются в виде избыточного количества документов и процедур. Кроме того, отдельными компаниями отмечаются: ограничения на объем денежных переводов (в Беларуси); практика проведения государственных закупок исключительно в национальных валютах при отсутствии возможности открытия счетов в национальных банках в соответствующих валютах (в Беларуси и Киргизии) и другие.
Сложнее представляется задача по устранению нетарифных барьеров, которое потребует, в том числе обеспечения равного доступа компаний и предприятий ЕАЭС к государственным закупкам государств-членов; унификации требований к продукции поставщиков из государств-членов ЕАЭС с требованиями к национальным производителям и поставщикам; снижения требований по содержанию местных комплектующих в отношении комплектующих из государств-членов ЕАЭС и др.
В этой связи, следует работать над повышением потребительских свойств продукции в соответствии с международной системой оценки качества; проводить последовательную политику технологической модернизации на базе инноваций, в том числе цифровых, как в сфере производства, так и управления; а также развивать человеческий капитал; предприятиям самостоятельно развивать маркетинговые исследования и в этих целях формировать соответствующие службы и т.д.
Подобный взаимный обмен информацией и опытом мог бы способствовать не только распространению лучших практик регулирования в рамках общего рынка ЕАЭС, но и выравниванию условий для сотрудничества промышленных предприятий государств-членов, и как следствие, дальнейшему развитию экономической интеграции.
Основные направления промышленного сотрудничества утверждены Решением №9 Евразийского межправительственного Совета от 8 сентября 2015 года