Статья по программе индустриализации

Статья по программе индустриализации

Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы

В 2009 году принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на
2010-2014 годы (далее – ГПФИИР). Принятие ГПФИИР ознаменовало переход к активной индустриальной политике и таргетировало все основные сектора экономики, включая промышленность, сельское хозяйство и сектор услуг. Программа принята с целью придания устойчивости экономике в условиях кризисных явлений в мире.

В рамках ГПФИИР были заложены важные базовые предпосылки для запуска процесса диверсификации экономики – приняты законы, в том числе Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», Закон Республики Казахстан «Об энергосбережении и энергоэффективности». Кроме того, были внесены поправки в более чем 50 законов.

Решено большинство инфраструктурных вопросов: построено и реконструировано около 4 тыс. км автомобильных дорог («Западная Европа – Западный Китай», 2 транзитных коридора Центр-Юг и Центр-Восток), построено порядка 1 700 км железных дорог (Узень–государственная граница с Туркменистаном, Жетыген–Коргас, Бейнеу-Жезказган, Аркалык-Шубаркуль), начали функционировать 10 специальных экономических зон и 19 индустриальных зон.

Для непосредственной поддержки бизнеса были приняты программы поддержки бизнеса, разработаны и запущены десятки новых инструментов поддержки – льготные кредиты и лизинг, инновационные, экспортные гранты, сервисная поддержка и др. На сегодняшний день около 100 инструментов поддержки доступны частным предпринимателям.

Для поддержки бизнеса были приняты программы: «Производительность 2020», «Инвестор 2020», «Дорожная карта бизнеса 2020» и др.

Примененные подходы индустриальной политики в 2010-2014 годы принесли следующие результаты. Впервые за всю историю независимого Казахстана темпы развития обрабатывающего сектора стали опережать добывающий, так, в период с 2010 по 2015 годы доля горнодобывающей промышленности в ВВП снизилась с 19,5% до 12,6%, а обрабатывающий сектор остался на уровне примерно 10%.

Объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности в 2014 году по сравнению с 2008 годом увеличился в 2 раза (с 357 до 729 млрд. тенге), реальный рост составил 156%. За 5 лет реализации первой пятилетки индустриализации в обрабатывающую промышленность привлечено более 17 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций. Доля обрабатывающих отраслей в валовом притоке иностранных инвестиций составила 14%, что почти в 2 раза превысило показатель за предыдущие 5 лет (за 2005-2009 годы в обрабатывающую промышленность привлечено 6 млрд. долл. США, доля в валовом притоке иностранных инвестиций составила 7,4%).

Производительность труда выросла в 1,6 раз, а энергоемкость экономики снизилась на 18,6%.

         Изменилась структура обрабатывающей промышленности. В дополнение к традиционно сильным отраслям металлургии и пищевой промышленности появились новые отрасли, как машиностроение и нефтепереработка.

         Появилось более 20 новых секторов обрабатывающей промышленности: авиакосмическая отрасль, производство коммуникационного оборудования, проволоки путем холодного вытягивания, электронных деталей, волоконно-оптического кабеля, основных фармацевтических продуктов, паровых котлов, электроосветительного оборудования и др.

         Предприятия достигли конкурентоспособности в экспорте порядка
50-ти новых товаров: плоский прокат, нефтяной битум, порошок из золота, кондитерские изделия из сахара, шоколад, портландцемент, макаронные изделия, кислота фосфорная и кислоты полифосфорные, соль и хлорид натрия чистый, газы нефтяные и углеводороды газообразные, чай черный, в первичных упаковках, проволока из медных сплавов и сплавов на основе меди и цинка и др.

 

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы

В рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы (далее – ГПИИР 2) фокус был ориентирован конкретно на обрабатывающую промышленность, как на секторе, наиболее устойчивом к внешнеэкономическим влияниям. В рамках данной пятилетки были определены 14 приоритетных секторов обрабатывающей промышленности, на которой были сфокусированы инструменты поддержки.

В рамках совершенствования действующего законодательства приняты: Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан о государственных закупках, о специальных экономических и индустриальных зонах, о таможенном регулировании, о саморегулировании.

За период реализации ГПИИР развитию обрабатывающей промышленности способствовали положительные продвижения в интеграционной политике страны:

1) с 1 января 2015 года Казахстан стал участником нового экономического регионального объединения – Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

2) в ноябре 2015 года Казахстан завершил многолетнюю процедуру по вступлению во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и стал полноправным членом ВТО, что в свою очередь, предполагает укрепление позиций Казахстана в международной торговле.

За годы 2-ой пятилетки индустриализации созданы новые сектора высокотехнологичной экономики: железнодорожное машиностроение, автомобилестроение и фармацевтика.

Предприятия обрабатывающей промышленности осваивают производство новых видов продукции. В металлургии освоено производство титановых слитков и слябов, рельсов для ж/д, алюминиевых сплавов, дисков; в машиностроении – пассажирских вагонов, электровозов, железнодорожных колес; в химии - цианида натрия, сульфата амония, экстракционной фосфорной кислоты, аммофоса, азотно-фосфорных удобрений; в фармацевтике - антибиотиков группы цефалоспоринов, концентрированного кислотного раствора; в стройиндустрии - профилей алюминиевых, металлочерепицы, кварцевого песка, керамогранитной плиты.

Реализация ГПИИР 2 позволила обеспечить положительные темпы развития обрабатывающего сектора.

По ключевым целевым индикаторам ГПИИР за 2018 год достигнуты положительные результаты:

- объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности достигнул 3,9 трлн тенге;

- на 111,9% увеличился стоимостной объем экспорта продукции обрабатывающей промышленности;

- энергоемкость в обрабатывающей промышленности снизилась на 11,5%.

В целом за 9 лет индустриализации в рамках реализации ГПФИИР и ГПИИР 2 имеются положительные результаты реализации.

В период с 2010 по 2018 годы в стране наблюдалась ежегодная положительная динамика роста обрабатывающей промышленности. Объем выпуска продукции отрасли увеличился в 2,7 раза, с 3,8 трлн тенге в 2010 году до 10,4 трлн тенге в 2018 году. Индекс физического объема обрабатывающей промышленности увеличился в совокупности на 42% при реальном среднегодовом темпе роста 3,9%.

 

Рисунок 1. Динамика объемов производства продукции обрабатывающей промышленности в Республике Казахстан в 2010-2018 годы

 

ВДС отрасли увеличилась с 2,5 трлн. тенге в 2010 году до 7 трлн тенге в 2018 году. Рост ВДС обрабатывающей промышленности увеличился в 2,8 раза по сравнению с 2010 годом.

 

Рисунок 2. Валовая добавленная стоимость обрабатывающей промышленности за 2010-2018 годы

 

В результате опережающего роста обрабатывающего сектора по сравнению с добывающим его доля в структуре ВВП изменилась. В 2018 году удельный вес ВДС обрабатывающей промышленности в ВВП составил 11,7%, увеличившись на 0,2 п.п. по сравнению с 2010 годом.

Анализ производительности труда обрабатывающей промышленности показывает рост показателя в 2010 – 2018 годы на 4,8 п.п., а именно с 30 тыс. долл. США/человека в 2010 году до 35,3 тыс. долл. США/человека в 2018 году.

 

Рисунок 3. Производительность труда в целом по экономике, промышленности и отраслям промышленности РК в 2010-2018 гг., тыс. долларов США/чел

 

 

 

Объем экспорта обрабатывающей промышленности за данный период вырос с 15,0 млрд. долл. США до 15,7 млрд. долл. США (+4,4%).

При этом, необходимо отметить, что с 2012 по 2016 годы наблюдался отрицательный тренд в динамике экспорта отрасли. Причинами такой динамики являются снижение цен на нефть, вызвавшее снижение экспорта нефтепереработки, а также на металлы.

 

 

 

Рисунок 4. Динамика экспорта в Республике Казахстан

 

 

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 годы

На сегодняшний день разработан проект Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 годы (далее – ГПИИР 3).

Целью ГПИИР 3 является обеспечение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности на внутреннем и внешних рынках.

Для достижения поставленной цели предусмотрена реализация следующих задач:

- увеличение объема производства и расширение номенклатуры обработанных товаров, пользующихся спросом на внутреннем и внешних рынках;

- увеличение промышленных мощностей посредством стимулирования развития базовых производств и реализации стратегических проектов;

- обеспечение технологического развития и цифровизации отраслей обрабатывающей промышленности.

С учетом опыта двух этапов реализации программы, в том числе недоработок, выработаны новые подходы.

1. Сделан акцент на эффективные предприятия обрабатывающего сектора, ориентированные на насыщение внутреннего рынка качественной продукцией и выход на экспорт.

Для достижения данной задачи ГПИИР 3 система прямого государственного стимулирования будет выстроена таким образом, чтобы способствовать появлению новых и становлению действующих предприятий, производящих и экспортирующих средне- и высокотехнологичную продукцию.

2. Осуществлен переход от разрозненных инструментов государственной поддержки к системе комплексного стимулирования развития взамен на встречные обязательства и ответственность бизнеса.

Меры стимулирования ГПИИР 3 ориентированы на предприятия обрабатывающей промышленности.

Предприятия сегментированы на 4 группы в зависимости от уровня зрелости бизнеса и определены соответствующие задачи, такие как создание новых предприятий, насыщение внутреннего рынка качественными товарами, разнообразие экспортной корзины, освоение новых товаров, трансферт технологий и др.

Для каждой группы предприятий предусмотрены новые инструменты, а также реинжиниринг действующих инструментов.

Предусмотрено заключение Соглашения о повышении конкурентоспособности на долгосрочный период между МИИР РК и бизнесом. Соглашение позволит бизнесу получить индивидуальный комбинированный пакет мер государственного стимулирования.

Для получения результата от предоставления мер государственного стимулирования внедряются встречные обязательства бизнеса по повышению экспортной выручки, производительности труда, увеличению номенклатуры товаров и другие.

3. Реализован переход от отраслевого принципа к определению конкретных приоритетных товаров.

Для предоставления мер государственного стимулирования разработан Перечень приоритетных товаров, состоящий из 4 216 позиций, которые формируют все отрасли обрабатывающей промышленности, за исключением товаров, относящихся к сегменту первичной переработки.

Кроме того, определена Единая карта приоритетных товаров и услуг, которая состоит из 190 позиций товаров, для производства которых в стране имеются все необходимые условия – доступность технологий, компетенций, сырья и т. д.  Перечень станет основой для точечной работы по привлечению целевых иностранных инвесторов.

4. Будет проведена работа по встраиванию в глобальные цепочки создания стоимости.

Глобальные цепочки – это межфирменные трансграничные операции, связанные с производством товаров или услуг, а также по поставкам, распределению и послепродажному обслуживанию.

Сегодня, по оценке экспертов Маккинзи, на них приходятся 96% всей мировой торговли и порядка 70% мирового производства и занятости.

Наиболее оптимальный способ встраивания в глобальные цепочки - это привлечение ТНК, которые имеют собственные цепочки сбыта.

Реализация ГПИИР 3 приведет к достижению следующих целевых индикаторов:

- реальный рост производительности труда в 1,6 раза;

- рост объема экспорта обрабатывающей промышленности в 1,9 раз;

- реальный рост инвестиций в основной капитал в 1,6 раза;

- повышение Индекса экономической сложности до 55 места.