Машиностроение Казахстана и мировые тренды
1. Отрасль машиностроения завершила прошлый год в минусе. Что ожидается в текущем 2017 году?
В 2016 г. произошло снижение объемов производства всей отрасли машиностроения (ИФО 85%).
Вместе с тем, уже в текущем году по статистическим данным за 2 месяца наблюдается рост объемов производства, ИФО составил 100,1% или на 48% в денежном выражении, и это как мы полагаем не предел роста.
В текущем году ожидается рост объемов производства продукции машиностроения, так как в прошлом году машиностроение достигло абсолютно низкие значения в сравнении с предыдущими годами, то есть имеется эффект «низкой базы». На данный момент идёт процесс восстановления экономики после периода турбулентности: падение цен на сырьевые товары, замедление и стагнация экономик торговых партнеров.
Предприятия начинают оживать после периода застоя, получая заказы на производство собственной продукции, такие как выделение государственных средств на закупку железнодорожных вагонов, выход на экспортные рынки соседних стран, которые ждут роста своих экономик (на 1,1% в России и на 6,5% в Китае в 2017 году).
2. Если в текущем году ожидается рост производства машиностроения, на какой объем стоит рассчитывать?
Годовой план Министерства по инвестициям и развитию по росту объемов производства продукции машиностроения составляет 113%, который недавно был представлен Министром по инвестициям и развитию Премьер-Министру Республики Казахстан. Более того, ежегодно начиная с 2014 года наблюдался спад в отрасли машиностроения, с момента, когда произошел обвал рубля в России и начался поток дешевых товаров на территорию Казахстана. Поэтому поставленный Министерством показатель вполне достижим.
3. Какие новые производства в машиностроении РК могут появиться в долгосрочной перспективе?
Это очень актуальный вопрос с точки зрения инноваций и привлечения инвестиций. На данный момент одним из важных вопросов развития машиностроения является автомобилестроение, в том числе электромобилестроение. Это набирающий обороты сегмент в мире и абсолютно новый для рынка Казахстана. Но, тем не менее, электромобили уже состоявшийся тренд на мировой арене.
Сейчас в Министерстве по инвестициям и развитию создана Рабочая группа по изучению вопроса по освоению и развитию производства электромобилей, которая занимается проработкой вопроса о качественной трансформации продукции автопрома. Данная инициатива была разработана на основании Послания Президента Республики Казахстан «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года.
Данное направление является весьма важным как для машиностроения, так и для всей экономики Казахстана в целом. В целях осуществления задуманного проекта по развитию производства электромобилей и сопутствующей инфраструктуры предстоит важная работа по изучению многих аспектов касательно самого продукта – электромобиля, а также необходимой в качественном и количественном плане зарядной инфраструктуры для обеспечения роста продаж самих электрокаров.
В подтверждение вышесказанному стоит привести несколько примеров, где на мировом рынке всё большую популярность набирают электромобили. К примеру, к 2025 году Норвегия запретит продажу автомобилей на бензиновом и дизельном топливе. Основное предпочтение будет отдано автомобилям на электрической тяге, а также с использованием водородных топливных элементов. Такие же планы и у Германии. Это общеевропейский тренд отказа от продаж автомобилей на бензиновом и дизельном топливе после 2025 года.
Так почему же развитые страны стремятся к запрету продаж и производства автомобилей с вредными выбросами? Дело в том, что большая доля выбросов приходится на автомобильный транспорт. В выхлопных газах двигателей содержатся оксид углерода, углеводороды, оксиды азота, оксиды серы, канцерогенные вещества (например, бензопирен), а также свинец, поскольку до сих пор применяется этилированный бензин. На долю автомобильного транспорта приходится 92% выбросов СО2, 63% углеводородов и 46% оксидов азота. Поэтому внедрение двигателей на альтернативном топливе и электродвигателей чётко коррелируется с введением многими странами мира ограничения на загрязнение воздуха для улучшения экологии региона и страны в целом.
Для примера, острая необходимость в улучшении экологии стоит и в промышленной зоне Китайской Народной Республики, а именно на востоке Китая. Только регион Пекина, в котором отмечается уровень выбросов в 800 микрограммов на кубический метр, что превышает безопасный уровень в 32 раза, считается одной из экологически загрязненных точек Китая и всего региона. Здесь в очереди на регистрацию стоят сотни тысяч автотранспортных средств, при том получают зарегистрированные номерные знаки только считанные сотни единиц ввиду того, что существует квота на выдачу регистраций. Между тем, правительство Пекина нашло выход в улучшении экологии через гарантированную выдачу регистраций на новые автомобили в регионе в случае покупки электромобилей.
Среди производителей также имеются аналогичные планы по переходу к экологичным видам транспорта. К 2050 году компания Toyota намерена полностью прекратить выпуск транспортных средств, работающих на бензине.
По прогнозам Международного энергетического агентства, начнется постепенное изменение структуры продаж автомобилей в сторону электрических и на гибридных топливных элементах. К 2050 году на эти виды автомобилей будет приходиться 85% продаж, в то время как на авто с дизельными и бензиновыми двигателями будет приходиться менее 10% рынка. Следует отметить, что данные тренды тесно коррелируют с ужесточающимися требованиями к вредным выбросам в целях защиты экологии.
4. Какие тренды в машиностроении сегодня существуют в мире кроме перехода автомобилей на электродвигатели? На что ориентироваться производителям Казахстана?
На данный момент главным драйвером технологической модернизации и усложнения мирового производственного сектора является проникновение цифровых и информационно-коммуникационных технологий в промышленность, формирующих основу для мирового тренда «Индустрии 4.0», получившей зарождение в промышленности Германии. Дополнительно стоит отметить, что осязаемое машиностроение увеличивает темпы применения и внедрения в производственные циклы программного обеспечения в качестве соединения с другими производственными процессами, оборудованиями и машинами для увеличения эффективности использования производственных ресурсов и полной интернетизации машиностроения. И тому же долгосрочные планы развития машиностроения Казахстана ориентированы, в том числе, с учётом мировых трендов в этой отрасли.
По прогнозам ряда маркетинговых компаний, таких как Strategy&, PwC, KPMG, Technavio, мировая концепция «Индустрии 4.0» влияет на рынок секторов промышленности, помимо автомобилестроения, в таких как авиакосмическая и оборонная отрасль, электрическое и электронное оборудование, медицинские приборы, промышленное машиностроение. В рамках программы «Индустрия 4.0» будут оказывать влияние такие тренды, как:
- распространение автоматизации производства: ожидается продолжение роста инвестиций в глобальную автоматизацию процессов (порядка 6% в год), по некоторым оценкам, до 120 млрд. долл. США к 2019 году;
- использование аддитивных технологий: позволяет сокращать расходные материалы от 30% до 70% в сравнении с традиционными технологиями;
- дополненная реальность – существующие решения уже охватывают множество сфер, такие как инструменты для автоматизации процессов и повышения производительности, обучение сотрудников, сокращение брака продукции, повышение эффективности логистических процессов, обеспечение безопасности труда. Данное решение уже применяется на концерне Fiat Chrysler Automobiles (FCA);
- интернет вещей (IoT) – идеология интернета вещей направлена на повышение эффективности экономики за счет автоматизации процессов в различных сферах деятельности и исключения из них человека.
5. Исходя из мировых трендов, как вы видите развитие отечественной машиностроительной промышленности?
Учитывая нынешние тенденции на мировом рынке, главная задача на сегодня для отечественных производителей – это инвестировать сегодня в развитие собственного производства будущего. Согласно опросу KPMG среди конгломератов (GE, Philips и т.д.), крупных мировых производителей в таких секторах как авиакосмическая и оборонная промышленность, автомобилестроение, медицинское оборудование, металлургия, промышленная электроника и др. более 25% компаний-респондентов уже инвестировали в аддитивные технологии производства, «искусственный интеллект» (AI) и когнитивные компьютерные технологии и в ближайшие 2 года намерены распределить значительную долю инвестиций в R&D в сторону робототехники. Мировой лидер в производстве дорожно-строительной техники и оборудования для ГМК Caterpillar на сегодня имеет около 400 000 подсоединенных машин, двигателей и дизель-электрических локомотивов по всему миру, когда пять лет назад практически не было оборудования, связанного с телематикой.
Другим немаловажным фактором конкурентоспособности для отечественных предприятий будет способность адаптироваться под меняющийся мир новых технологий. В современных мировых тенденциях развитие глобального машиностроения динамично меняется в нескольких плоскостях. Одной из них является применение более гибких технологий, которые позволят конкурировать казахстанским производителям не за счет масштабов производства, а за счет роботизации, автоматизации, кастомизированного предложения продукта, широкого применения аддитивных технологий (3D принтинга). Вследствие чего, уже сейчас нашим машиностроителям и особенно крупным недропользователям, имеющим в своем активе машиностроительные предприятия, стоит задуматься над постепенным переходом от крупных вертикально интегрированных заводов к компактным производственным площадкам.
Как уже было сказано ранее, наряду с переходом на широкое использование электромобилей, всё большую популярность набирают зеленые технологии. К примеру, многие европейские страны приняли долгосрочные стратегии на переход к возобновляемым источникам энергии. Использование гаджетов и интернета будет активно внедряться на всех имеющихся площадках. В процессе производства оборудования чаще будут использоваться композитные материалы.
В мире значительно усиливается роль услуг. Всё большее количество компаний интегрируют услуги с конечной стадией цепочки добавленной стоимости, то есть комбинируют продажу своей продукции с дополнительными услугами. Сервитизация становится устойчивым трендом. Казахстанским предприятиям без перехода на оказывание услуг, как продукту с более высокой добавленной стоимостью, будет сложно конкурировать не только на мировом рынке, но и в масштабе страны.
В заключение можно сказать, что предприятия постепенно превращаются из классических производителей в поставщиков комплексных решений, способных удовлетворить все пожелания заказчиков. Оказание дополнительных услуг к производимому продукту увеличивает добавленную стоимость продукта, индивидуализирует продукт, повышает лояльность клиентов. На данный момент подавляющее большинство машиностроительных предприятий Казахстана производит «железо», некоторые только его собирают.
6. Неужели только технологическая ориентированность и следование мировым трендам сможет поднять казахстанское машиностроение на новый уровень? Как ещё на ваш взгляд возможно развитие отраслей машиностроения?
В условиях небольшого внутреннего рынка и высоких первоначальных инвестиций экспортоориентированность сектора является критической в развитии самих предприятий, а также всей отрасли. Логичным является то, что предприятия, образовывающие собственные производства должны учитывать данный фактор и стремиться находить с первых дней производства иностранные рынки сбыта.
Так, например, экспорт продукции машиностроения за 2016 год превысил объемы экспорта 2015 года на 14,4%, достигнув 669 млн. долл. США. Основная причина увеличения связана с ростом экспорта отдельных товарных позиций в страны ЕАЭС, преимущественно РФ, н-р, аккумуляторов (в 1,6 раз), подшипников (в 1,2 раза), поставок трех дизель-электрических локомотивов в Азербайджан и Таджикистан.
В структуре экспорта основная доля за анализируемый период приходится на аккумуляторы и части для бурильных или проходческих машин (5,4% и 3,0%), подшипники (2,8%), запорную арматуру (2,5%).
Перспективными в плане экспорта отечественными товарами машиностроения можно назвать трансформаторы, аккумуляторы, кабеля, конденсаторы, подшипники, устройства теплообменные, запорную арматуру, а также продукцию железнодорожного машиностроения, такие как локомотивы. Основная причина выбора данных товаров заключается в высоком уровне локализации, которая для отдельных категорий доходит до 80-90%. В производстве данных видов продукций наработан высокий уровень компетенции, имеются рыночные ниши и более-менее перманентный спрос.
В продолжение экспортоориентированности казахстанских товаропроизводителей, многие иностранные инвесторы рассматривают именно Казахстан в качестве отправной локации для вхождения на больший рынок ЕАЭС. Одним из ярких примеров можно назвать приход китайских крупнейших производителей автомобилей, тяжелого машиностроения и электрооборудования.
Основная причина такого шага – сложные политико-экономические отношения, выстроенные между Россией и другими развитыми странами. Единственным, чем необходимо обзавестись для реализации собственной продукции на территории ЕАЭС, это сертификация собственной продукции на территории этих стран. На данный момент уже успешно реализуются многие машиностроительные проекты, направленные на экспорт товаров на рынки ЕАЭС, такие как свинцовые аккумуляторы, подшипники с цилиндрическими роликами, насосы жидкостные, и пр.
Другим примером удачного сотрудничества в рамках региональных объединений можно отметить решение руководства АО «АвтоВАЗ» перенести производства ряда моделей автотранспортных средств на территорию Казахстана, откуда будут поставляться товары, в том числе в Россию, страны ЦА.
7. Какие шаги необходимо предпринимать для увеличения конкурентоспособности казахстанских предприятий и для выхода на внешние рынки?
Помимо всего вышесказанного хотелось бы отметить важное и существенное значение кластеризации предприятий в экономике. На данный момент в рамках машиностроения наблюдается кластерное объединение в ЖД отрасли в Павлодарской области. В данный кластер объединены ряд крупных предприятий ЖД машиностроения, такие как ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» по производству грузовых вагонов, консорциум R.W.S. по производству различной ЖД продукции как колесные пары, преднапряженные брусы, железнодорожные оси и пр., ТОО «Проммашкомлект» по производству ЖД колес и стрелочных переводов, АО «ЗИКСТО» по производству грузовых вагонов.
Данное объединение предназначено для увеличения локализации производимой продукции, а также для увеличения конкурентоспособности работающих предприятий. Общая производимая продукция имеет последовательную интеграцию с определенным добавлением элементов или проводимого процесса на каждом предприятии. Так консорциум R.W.S. планирует производство грузовых вагонов для последующего обеспечения нужд АО «НК «КТЖ» и других частных перевозчиков. Такая система кластеризации обеспечивает постоянными заказами каждое предприятие цепочки и, тем самым, влияет на рост производства в отрасли.
В заключение хотелось бы добавить, что машиностроение является важнейшей отраслью экономики любого индустриально развитого государства. Производя всевозможное оборудование, машины, станки, приборы, а также товары для населения, машиностроение обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей экономики. Устойчивое развитие и надежное функционирование машиностроения во многом определяют энергоемкость и материалоемкость экономики, производительность труда, уровень экологической безопасности промышленного производства и, в конечном итоге, экономическую безопасность страны.
Показателем технологического уровня национальной промышленности во всем мире является машиностроение. Машиностроительная отрасль обеспечивает конкурентоспособность экономики в целом и, тем самым, увеличивает занятость населения за счет огромного эффекта для развития смежных отраслей. Отрасль машиностроения имеет довольно значительный мультипликативный эффект отдачи на смежные отрасли, например, как металлургия, химия, легкая промышленность, пищевая промышленность и т.д. Прямой коэффициент влияния машиностроения (автомобилестроения) составляет 2,5 - 5 – это означает, что инвестиции в машиностроение в размере $1 влекут увеличение объемов производства в смежных отраслях на $2,5; 1 создаваемое рабочее место в отрасли машиностроения дополнительно создает до 5 рабочих мест в смежных отраслях.