Вызов на ковер

Производитель ковров «Бал Текстиль» перестраивает бизнес-процессы под технологии Индустрии 4.0

Шымкентский производитель ковров «Бал Текстиль» покажет соратникам по отрасли, как использование технологий Индустрии 4.0 влияет на эффективность предприятий легкой промышленности. Решившись на участие в проекте “Модельные цифровые фабрики” в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан», «Бал Текстиль» планирует серьезно трансформировать свои процессы. Зачем производству, где без ручного труда объективно не обойтись, нужна цифровизация – в интервью директора по производству ТОО «Бал Текстиль» Нуркена Каракулова. 

- Почему «Бал Текстиль» решил стать модельной цифровой фабрикой? На взгляд со стороны, у компании и так все хорошо, «Бал Текстиль» поставляет свою продукцию в IKEA, что характеризует производителя как достаточно эффективное предприятие.

- Нас заинтересовал проект «Модельные цифровые фабрики», поскольку к консультациям   были привлечены вместе с АО «Казахстанский институт развития индустрии» (КИРИ) иностранные эксперты из института Фраунгофера. Директор нашей компании Талгат Искаков из тех предпринимателей, что открыты инновациям, всему новому и современному, поэтому мы приняли предложение.

Работать с IKEA, мировой торговой компанией, действительно непросто, там высокие требования к поставщикам. Чтобы соответствовать этим требованиям, чтобы производить продукцию такого качества, которое удовлетворит IKEA, мы упорно работаем над собой. Участие в проекте «Модельные цифровые фабрики» воспринимаем как один из шагов, что ведут нас к систематизации бизнес-процессов компании. Собственно, работа над ошибками, над улучшением бизнес-процессов помогает нам расширяться, помимо IKEA сейчас мы сотрудничаем с такими мировыми торговыми сетями, как Leroy Merlin, OBI.

- Каков уровень текущей автоматизации производства, вы примерно в Индустрии 2.0?

- Специалисты КИРИ провели технологический аудит нашей компании и выявили, что мы находимся на начальном уровне технологического развития. Собственно, у нас стандартный для Казахстана индустриальный ландшафт – полуавтоматизированное производство с практически ручной обработкой информации. Однако мы не планируем полностью автоматизировать производство. При производстве ковров ручной труд не теряет актуальности. Да, пошив ковров у нас автоматизирован, но их обработку оверлоком делают люди, и здесь не обойтись без ручного труда, поскольку надо соединять части ковров, резать, регулировать и так далее.

- В мире существует полностью автоматизированное производство ковров?

- В Бельгии есть производство, которое можно назвать полностью автоматизированным. Почему в Европе это возможно, а у нас пока нет? Дело в том, что ковровые изделия у европейцев не столь популярны. В центральноазиатских странах, наоборот, на ковры большой спрос. В Казахстане, особенно в южных регионах, где очень жарко, дома строят просторными, поэтому размер ковра может быть довольно большим – четыре метра в ширину, восемь метров в длину, более того, пропорции могут быть совершенно разными. В Европе все стандартизировано, существует только четыре размера, и самый большой – два на три метра. То есть у европейских ковровых предприятий есть возможность запрограммировать оборудование на стандартные четыре размера.

- Какие слабые места у «Бал Текстиля» выявил  технологический аудит, проведенный КИРИ совместно с экспертами Института Фраунгофера? Какие процессы выделили как явно требующие трансформации?

- Замечательно, что сотрудники КИРИ и Института Фраунгофера не ограничились выявлением недостатков и слабых мест нашей компании. Они предложили способы, как исправить эти недостатки, усилить слабые места, одним словом - разработали план модернизации. Так, нам рекомендовали внедрить в производство систему кайдзен. Надо сказать, что мы не совсем понимаем, что это за система и как ее внедрить. Однако есть осознание, что все компании, достигшие больших результатов, действуют по кайдзену.

Что касается явно требующих трансформации процессов, то тут следует выделить взаимоотношения персонала, коммуникации внутри компании. Среди наших работников есть определенный уровень недопонимания. Этот аспект требует работы над ошибками.

Другой аспект – недостаточная оснащенность швейных машин. Нам предложено - и мы это сделаем - оснастить станки датчиками и сенсорам, которые будут сигнализировать о качестве и состоянии нитей. Модернизация оборудования -  конечно же, самое легкое и быстрое, что можно сделать сейчас. По итогам технологического аудита был подготовлен план по модернизации, будем действовать по нему.

- Что компания собирается делать в первую очередь?

- Помимо предложенного КИРИ плана у фабрики существует собственный план модернизации. То, что предложили эксперты КИРИ и Института Фраунгофера, это, так сказать, дополнительные меры к существующему плану модернизации. Наша самая главная задача – увеличение мощности фабрики, рост производительности труда и качества выпускаемых изделий. Сейчас идет масштабная работа по этим направлениям. Например, в конце года прибудет оборудование из Бельгии. Эти станки позволят нам повысить качество наших ковров. Из Ирана и Бельгии к нам на рынок заходят изделия высокого качества, и нам нужно быть на уровне, чтобы конкурировать с ними.

-  Есть ли смысл вкладываться в цифровизацию, роботизацию компаниям из региона, где достаточно дешевой рабочей силы?

- В нашем регионе, как вы справедливо заметили, стоимость труда дешевле, чем в других регионах страны. Более того, мы не планируем покупать дорогостоящих роботов, а уровень автоматизации фабрики сейчас достаточен. Дело в том, что проект «Модельные цифровые фабрики» не ограничивается роботизацией и автоматизацией, он предполагает оптимизацию бизнес-процессов компаний с опорой на существующие новые технологии, будь то облачные сервисы, интернет вещей и другие платформы для совместной работы, которые помогают наладить четкую коммуникацию внутри компании. Например, сейчас мы собираем информацию по производству вручную, забиваем ее в Excel. КИРИ и Институт Фраунгофера предложили нам инструменты, которые позволят это дело автоматизировать. И это только небольшая часть проекта «Модельные цифровые фабрики».